TRADITIONAL MUSICAL CULTURE OF THE VOLGA AND URAL REGIONS: THE MULTI-ETHNIC DIMENSION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the phenomenon of the traditional musical culture of ethnic groups of the Volga and Ural regions of the Turkic, Finno-Ugrian and Slavic origin, developed in the course of a permanent diversified mutual influence and mutual enrichment of distinctive ethnic, religious, regional and local components. Sam- ples of the music archaic Bashkir, Mari, Mordovian, Russian, Tatar, Udmurt and other ethnic groups living in these regions, as well as written and archaeological sources, reveal the formation of the geographical area, since the early Middle Ages, cultural space, characterized, in spite of the uniqueness of the individual compo- nents, significant unity and high moral and aesthetic potential. However, the trend of globalization in the mod- ern world is known to endanger the preservation of traditional cultural values. In this regard, they update the issue of preserving the cultural heritage of past eras, which can be solved by incorporating a modern cultural and educational environment in authentic forms, and various kinds of professional performing arts, creative composer, musical enlightenment and education. Special mention should be the aspect of existence of the tra- ditional musical culture in the social life of the region, as a regenerated ancient festivals and folklore festivals, which clearly demonstrate the relevance of ancestral cultural traditions of the Volga and Ural. Today we can observe a positive trend of revival of cultural traditions prevailing in the early stages of the ethnic history of the region. This great potential is the intrinsic moral and aesthetic value, and effective means of harmonization of interethnic and interfaith relations, the formation of a harmoniously developed personality in the realities of the modern multicultural society with a view to the formation of tolerant consciousness of new generations.

Keywords:
traditional culture, ethnic musical traditions, dialogue of cultures, multicultural interaction
Text

 Введение. Поволжье и Приуралье представляет собой один из наиболее полиэтничных, поликонфессиональных и поликультурных географических ареалов России. Длительная историческая эволюция входящих в него многочисленных этносов и этнических групп проходила в разностороннем взаимодействии и взаимообогащении, что инициировало процесс формирования культурного пространства, характеризующегося, при всей уникальности его отдельных составляющих,  значительным  единством. Это показательно подтверждает сравнительный анализ музыкальных традиций башкир, марийцев, мордвы, русских, татар, удмуртов и других народов, населяющих данный регион.

   Обзор литературы. Исследования истории формирования музыкальных традиций этносов Поволжья и Приуралья основываются на значительном объеме исторических источников. Наиболее ранними из них являются труды византийских историков [15, 21], записки арабских [6, 9] путешественников. Сведения о характере музыкального творчества предков народов региона содержатся и в средневековых литературных памятниках [1, 5, 7, 11].

   В качестве объекта научного исследования традиционная музыкальная культура Поволжья и Приуралья впервые привлекла внимание учёных в XVIII веке [3, 18]. Дальнейшие этнографические и искусствоведческие исследования выявили глубокие исторические корни этого художественного феномена [2, 10, 12, 16, 17, 19, 20]. Однако в изучении музыкальных традиций региона все еще остаются мало изученные факты, а также до сих пор отсутствуют масштабные обобщающие труды, в которых бы данный феномен рассматривался на фоне общезначимых тенденций генезиса и процессов дальнейшей исторической эволюции культуры российских этносов.

   Методология. Фактологически статья основывается на письменных исторических источниках и литературных памятниках эпохи Средневековья, результатах последующих археологических и этнографических исследований, отраженных в научных монографиях и статьях. Методологическая основа  работы  базируется на общенаучных  методах анализа, синтеза и обобщения и следующих основных подходах, применяемых в историко-культурологических исследованиях: генетический (с точки зрения возникновения и развития), сравнительно-исторический (компаративный), системный (изучение культуры в поликультурном контексте, просветительский (в аспекте общественной значимости).

   Полученные результаты. Музыкальная культура Поволжья и Приуралья складывалась на многогранном этнокультурном (финно-угорский, тюркский, славянский) и конфессиональном (политеистический, исламский, христианский православный) базисе.

   Истоки этносов Поволжья и Приуралья восходят к раннему Средневековью, когда языческая обрядность и синкретизм определяли становление различных видов музыкального творчества. Трансформируясь, но сохраняя свои основные черты, они всегда оставались неотъемлемой частью традиционной культуры региона. В этом контексте примечательно значительное сходство древнетюркских надписей, высеченных руническими письменами на каменных стелах, с образцами современного татарского фолькло- ра [4, с. 320].

   В духовной культуре древних тюрков важное место занимали эпические сказания,   которые предшествовали возникновению таких музыкально-поэтических жанров, как башкирские кубаиры, татарские баиты и чувашские пеиты. В них превалировала патриотическая тематика, наблюдалось утверждение общечеловеческих нравственно-эстетических ценностей и гуманистических категорий.

   В византийских исторических источниках зафиксированы некоторые древнетюркские об- ряды, в которых вокальная и инструментальная музыка предстаёт не только как художественный компонент синкретических действ, но и в сакральном качестве. Так, в описании Менандром визита посла Земарха к правителю тюрков, состоявшегося в 568 г., отмечен обязательный для чужестранцев очистительный ритуал, сопровождавший звучанием колоколов и тимпанов [15]. Феофилакт Симокатта был впечатлён песнопениями гимнического характера, посвящёнными воспеванию земли как источника всего живого [21, с. 34].

   Политеистические культы определяли и развитие преимущественно связанных с обрядностью традиционных форм и жанров музыки финно-угорских племён, обитавших на территории Поволжья и Приуралья – предков марийцев, удмуртов, мордвы и др.

   Несмотря на то, что обладавшие значительным сходством языческие ритуалы поклонения многочисленным божествам впоследствии стали заменяться богослужениями монотеистических религий, архаические напевы продолжали бытовать в культуре предшественников современных народов Поволжья и Приуралья и дошли до нашего времени как часть национального фольклорного наследия, в том числе в форме детских игровых напевов (татарский «Кояш чык» – «Заклинание солнца», чувашский «Зумгр чяк » – «Моление о дожде» и др.).

   Изначальное тесное взаимодействие культур народов Поволжья и Приуралья ярко прослеживается в музыкально-инструментальном творчестве и исполнительстве. В археологических памятниках, созданных 7 тысячелетий назад и более, содержится «значительный материал по музыкальным орудиям и инструментам» [2, с. 26–27].

 

 

 

 

 

References

1. Gabain von A. Codex Cumanicus’un dili // Akalın M. Tarihi tűrk şiveleri. Ankara: Ankara Űniversitesi Basımevi, 1988. Р. 67-109.

2. Boyarkin N.I. Drevnie zvukovye kompleksy vostochnykh finnov (po arkheologicheskim materialam) [The ancient sound complexes eastern Finns (on archaeological materials)] // Finno-ugorskie muzykal’nye tra- ditsii v kontekste mezhetnicheskikh otnoshenii: sb. nauch. tr. [The Finno-Ugric musical tradition in the context of inter-ethnic relations: collection of scientific papers] / Editorial Board: N.I. Boyarkin (editor), L.B. Boyarkina (compiler), and others. Saransk: Publisher Mordovia State University, 2008. P. 23-69.

3. Georgi I.G. Opisanie vsekh obitayushchikh v Rossiiskom gosudarstve narodov: O narodakh tatarskogo ple- meni i drugikh ne reshennogo eshche proiskhozhdeniya severnykh sibirskikh [A description of all living in the Russian state people: About peoples Tatar tribe and other solutions not yet the origin of northern Siberia]. SPb: Tipografiya Ivana Glazunova, 1799. Part. 2. 178 p.

4. Gumilev L.N. Drevnie tyurki [Ancient Turks]. M.: Izd-vo «Tovarishchestvo Klyshnikov i Komarov», 1993. 526 p.

5. Iz «Divan lugat at-turk» Makhmuda Al-Kashgari: [Fragmenty] [From the “Sofa lugat at-Turk” Mahmoud Al-Kashgar: [Fragments]]/// Poeziya drevnikh tyurkov VI - XII vekov [Poetry ancient Turks VI-XII centu- ries] / compiler I.V. Stebleva; poetic translation A. Prelovsky. M.: Izd-vo «Raritet», 1993. P. 111-147.

6. Izvestiya o khozarakh, burtasakh, bolgarakh, mad’yarakh, slavyanakh i rusakh Abu-Ali-Akhmeda ben Omar Ibn-Dasta [News about Hozarah, Burtases, Bulgarians, Magyars, Slavs and Rusah Abu Ali Ahmad bin Omar Ibn Dust] / Trans. D.A. Khvol‘sona. SPb: Akad. nauk, 1869, KhIV. 199 p.

7. Kazanskaya istoriya [Kazan History] / Prep. text, introd. art., approx. G.I. Moiseeva; compiler V.P. Andri- anova-Peretz. M. - L.: Izd-vo AN SSSR, 1954. 195 p.

8. Kober A. Russkoyazychnye kul‘turno-obrazovatel‘nye tsentry sovremennoi Germanii [Russian-speaking cultural and educational centers of modern Germany] // Pedagogika i psikhologiya, kul’tura i iskusstvo: problemy obshchego i spetsial’nogo gumanitarnogo obrazovaniya: mat. VII mezhdunar. nauch. - prakt. konf. [Pedagogy and Psychology, culture and art: the problem of general and special humanitarian educa- tion: proceedings of the VII International scientific-practical conference] / executive editor and compiler F. Sh. Salitova. Klimovsk; Minsk: Ros. nov. un-t; Belorus. gos. un-t kul‘t. i isk-v; izd-vo «Otechestvo», 2014. Edition. VII. P. 306-308.

9. Kovalevskii A.P. Kniga Akhmeda ibn-Fadlana o ego puteshestvii na Volgu v 921-922 gg [Book Ahmad ibn Fadlan about his journey to the Volga in 921-922]. Khar’kov: Izd-vo Khar’kovskogo un-ta, 1956. 347 p.

10. Kondrat’ev M.G. Chuvashskaya muzyka. Ot mifologicheskikh vremen do stanovleniya sovremennogo pro- fessionalizma [Chuvash music. From mythological times to the formation of modern professional]. URL: http://bookoteka.ru/7436 (Acceded on September 28, 2015).

11. Kul Gali. Skazanie o Iusufe [The legend of Yusuf] / translator. S.N. Ivanov. Kazan’: Tatar. kn. izd-vo, 1985. 254 p.

12. Makarov G.M. Srednevekovye instrumental’nye ansambli tatar Povolzh’ya: Opyt rekul’turatsii instrumental’nykh traditsii [Medieval instrumental ensembles Volga Tatars: Experience of recultisation of in- strumental traditions]. URL: http://www.Musicmuseum.az/ru/index.php (Acceded on February 15, 2016).

13. Manolova V., Kostadinova V., Tsankova E. Innovatsionnye tekhnologii stimulirovaniya interesa k muzykal‘nomu fol‘kloru [Innovative technologies stimulate interest in musical folklore] // Iskusstvo i ped- agogika: problemy khudozhestvennogo i muzykal’nogo obrazovaniya: m-ly VI mezhd. nauch. - prakt. konf. [Pedagogy and Psychology, culture and art: the problem of general and special humanitarian educa- tion: proceedings of the VII International scientific-practical conference] / executive editor and compiler F. Sh. Salitova. Kazan‘: Kazan. feder. un-t; izd-vo «Brig», 2011. Edition VI. P. 287-298.

14. Mardzhani Sh. Istochniki po istorii Kazani i Bulgara [Sources on the history of Kazan and Bulgar]. Kazan’: Tatar. kn. izd-vo, 1989. 415 p.

15. Menandr // Vizantiiskie istoriki [Byzantine historians] / Trans. and approx. G.S. Destunis. SPb, 1860. URL: http:// www.krotov.info/acts/05/marsel/ist_viz_00.htm (Acceded on January 12, 2016).

16. Napol’skikh V.V. Bulgarskaya epokha v istorii finno-ugorskikh narodov Povolzh’ya i Predural’ya [Bulgar ep- och in the history of the Finno-Ugric peoples of the Volga and Ural region] // Istoriya tatar s drevneishikh vremen: v VII t. Volzhskaya Bulgariya i Velikaya Step’ [The history of the Tatars from the ancient times: in VII volumes. Volga Bulgaria and the Great Steppe] / Chief editors M.A. Usmanov, R.S. Khakimov. Kazan’: Izd-vo «RukhIL», 2006. V. 2. P. 100-115.

17. Nigmedzyanov M.N. Tatarskaya narodnaya muzyka [Tatar folk music]. Kazan’: Izd-vo «Magarif», 2003. 255 p.

18. Pallas P.S. Puteshestvie po raznym provintsiyam Rossii [Journey in various provinces of Russia]. SPb: Imper. Akad. nauk, 1773. Part 1. 657 p.

19. Salitova F. Sh. Muzikalnopedagogicheskata kultura na Volzhska B”lgariya IX-XIII vek. Izsledvane [Arts and culture of Volga Bulgaria IX-XIII century. Study.] // Elektronnoto spisanie i Prod”lzhavashcho obrazovanie. Broi 27. 2012. Yanuari - Mart (Sofiya, B”lgariya). [Electronic magazine “Continuing education” (Sofia, Bulgaria). Number 27. 2012. January - March] URL: http:// www.diuu.bg/ispisanie/ (Acceded on January 31, 2012).

20. Salitova F. Sh., Kalimullina R.R. Muzyka v arkhaicheskikh ritualakh i obryadakh chuvashskogo naroda [Music in archaic rituals and ceremonies of the Chuvash people] // Pedagogika i psikhologiya, kul’tura i iskusstvo: problemy obshchego i spetsial’nogo gumanitarnogo obrazovaniya: m-ly VII mezhdunar. nauch.- prakt. konf. [Pedagogy and Psychology, culture and art: the problem of general and special humanitarian education: proceedings of the VII International scientific-practical conference] / executive editor and com- piler F. Sh. Salitova. Klimovsk; Minsk; Kazan’: Ross. nov. un-t (Klimovsk. f-l), Belorus. gos. un-t kul’tury i isk-v; izd-vo «Otechestvo», 2014. Edition VII. P. 268-270.

21. Simokatta Feofilakt. Istoriya [History].M.: Izd-vo Akademii nauk SSSR, 1957. 224 p.

22. Filippov G.A. Tataro-chuvashskie devich’i khorovody v Tetyushskom i Tsivil’skom uezdakh Kazanskoi guber- nii. Inorodcheskoe obozrenie (Kazan’) [Tatar- Chuvash maiden dances in Tetyushskogo and Tsivilsk coun- ties Kazan province. Foreign Review (Kazan)].1915. Book 10. P. 752-760.

23. Fuks K. Kazanskie tatary v statisticheskom i etnograficheskom otnosheniyakh (reprint. izd-e 1844 g.) [Kazan Tatars in the statistical and ethnographic relations. Kazan, 1844; A brief history of the city of Kazan. Kazan, 1905. Reprint playback]. Kazan’: Izd-vo «Fond TYaK», 1991. 210 p.

Login or Create
* Forgot password?