Abstract and keywords
Abstract (English):
The article focuses on the specifics of video-excursions as a variety of the case-study method. The authors identify the major methodological problems of currently implemented tour-guide HE instructional courses, and reveal the key detriments to the students’ knowledge and skill development in the sphere of organization and realization of excursions. The authors describe the video-excursion case study method as a way of distance familiarization and content/quality/structure/technology evaluation of real-life museum excursions. The method presupposes problem-solving: the students are required to analyse the video recordings of excursions held at museums of different types, specializations and ranges of activity. The authors have developed an expert evaluation form which the students fill in while analyzing the video recording. The form consists of nine sections for an evaluation of the methodology and mastery of the tour guide, the content of the excursion, the specifics of interaction with a given group of tourists, the exhibition, functional and emotional impact. The article provides teacher recommendations and outlines the competences (content, activity, communicative, personal) that the video-excursion method serves to develop. The authors also emphasize that the method promotes the students’ expert skills (criteria setting, practical evaluation), which is conducive of learner autonomy.

Keywords:
tour-guide training, tour-guide performance assessment methodology, video-excursion evaluation form, case-study method in tour-guide training
Text

Введение. Современная экскурсионная отрасль – важная составляющая туристической сферы любого региона. В условиях развития общества, структурных изменений его потребностей и трансформаций основных туристических мотивов, экскурсионная сфера переживает коренные преобразования как в теории, так и в методике подготовки и проведения экскурсионных форм работы с туристами [19]. Таким образом, сегодня большой популярностью пользуются театрализованные экскурсии (в том числе ночные), экскурсии-анимации, виртуальные 3D-экскурсии и т. д. Меняются и предпочтения в тематике экскурсионных программ, в частности на первый план выходят индустриальные, «мрачные», экстремальные экскурсии. Ярким примером таких тенденций служит спрос на экскурсии в катакомбы, городские подземелья, заброшенные города.

В качестве конкретного примера можно привести экскурсии в Чернобыльскую зону, организованные к моменту проведения в Украине чемпионата Европы по футболу «Евро–2012». Однако этот же пример наиболее ярко свидетельствует о проблемах в области подготовки кадров для сферы экскурсоведения и вовлечения в данную сферу

References

1. Aliluyko E.A. Formirovanie kommunikativnoy kompetentnosti menedzhera turizma v protsesse izucheniya inostrannogo yazyka: Avtoref. … kand. ped. nauk. M., 2000. 25 s.

2. Apakova Yu.P. Uchebno-proizvodstvennaya praktika studentov turistskogo vuza v usloviyakh studencheskogo turistsko-ekskursionnogo byuro: Dis. … kand. ped. nauk. Skhodnya, 2002. 185 s.

3. Afanas´єv O.Є. Osoblivostі zastosuvannya problemnogo navchannya u magіsters´komu kursі studentіv-geografіv. Problemi bezperervnoї geografіchnoї osvіti і kartografії: Zb. nauk. prats´. 2009. Vip. 9. S. 7-13.

4. Babarits´ka V.K. Ekskursoznavstvo і muzeєznavstvo. K.: Al´terpres, 2007. 464 s.

5. Vlasova T.I. Sostoyanie i problemy povysheniya kachestva professional´nogo obrazovaniya spetsialistov dlya turistskoy industrii. M.: Sov. sport, 2001. 146 s.

6. Emel´yanov B.V. Organizatsiya ekskursionnoy raboty: metodika, opyt. M.: Profizdat, 1984. 143 s.

7. Ermilova D.V. Metodika i praktika primeneniya zarubezhnykh modeley obucheniya professionala-menedzhera v vysshikh obrazovatel´nykh uchrezhdeniyakh turistskogo profilya Rossii: Avtoref. … kand. ped. nauk. Skhodnya, 2000. 22 s.

8. Zhitnikova E.A. Tvorcheskaya laboratoriya-masterskaya kak sredstvo professional´noy podgotovki ekskursovodov so znaniem angliyskogo yazyka v turistskom vuze: Avtoref. … kand. ped. nauk. M., 2003. 28 s.

9. Kachanov B.C. Sistema upravleniya kachestvom turistsko-ekskursionnogo obsluzhivaniya. M.: Turist, 1988. 89 s.

10. Krasyuk E.V. Professional´naya podgotovka studentov turistskogo vuza v usloviyakh ekskursionnogo byuro: Avtoref. … kand. ped. nauk. M., 2002. 24 s.

11. Kulaev K.V. Kul´turologiya i ekskursovedenie. M.: Sov. sport, 1998. 107 s.

12. Kurilo L.V. Podgotovka ekskursovodov v sisteme turistskogo obrazovaniya: Dis. … kand. ped. nauk. M., 1998. 236 c.

13. Mal´tseva L.V. «Organіzatsіya ekskursіynikh poslug» yak navchal´na distsiplіna. Vіsnik Lugans´kogo natsіonal´nogo unіversitetu іm. T. Shevchenka. 2012. №4 (239). Ch. ІІ. S. 159-163.

14. Moshnyaga E.V. Sotsial´no-pedagogicheskie usloviya sovershenstvovaniya podgotovki spetsialistov turistskoy deyatel´nosti: Avtoref. … kand. ped. nauk. M., 1997. 25 s.

15. Novikov A.M. Povyshenie kvalifikatsii ekskursovodov: Metod. rekomendatsii. M.: Turist, 1980. 44 s.

16. Praktikum z kursu «Kraєznavstvo і turizm»: navch. posіb. / Ukl.: L.І. Zelens´ka, O.V. Trotsenko. Dnіpropetrovs´k: RVV DNU, 2011. 60 s.

17. Tropina E.V. Ispol´zovanie uchebnykh ekskursiy pri podgotovke menedzherov gostinichnogo, kurortnogo i turisticheskogo servisa. Kul´tura narodov Prichernomor´ya. 2004. №55. T. 3. S. 137-139.

18. Yudin M.V., Abramov A.V. Rol´ gosudarstvennoy informatsionnoy politiki v protsesse formirovaniya sotsial´no-kul´turnykh kompetentsiy obuchayushchikhsya. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa. T. 8. 2014. №2. S. 68-72.

19. Kharitonova T.V. and Chkhikvadze N.A. Research of Competence-Based Tourism Educational System’s Conformity with Requirements of a Modern Business-Society. World applied sciences journal Issue 30 (Management, Economics, Technology & Tourism) 14.

Login or Create
* Forgot password?