ON INTRODUCING COMPETENCE-BUILDING-BASED APPROACH IN EDUCATION
Rubrics: OPINION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyses the issues of modern professional education and reveals the basic differences between academic education and holistic education, referred to as ‘competence-building’. The article touches upon the Bologna Process and its implications in terms of student, faculty and educational advisor adaptation. The author dwells upon the principal competence constituents, and the optimization opportunities that the competence building approach offers for effective personnel management. Finally, the article substantiates that business training proves to be a highly efficient instrument of compensating for the shortcomings of modern professional education.

Keywords:
competence, training, abilities, skills, knowledge, potential.
Text

Внедрение Болонской системы обучения в систему образования высших учебных заведений явилось довольно сложным и даже революционным решением. Ведь Болонский процесс — это совершенно новый подход к обучению студентов, который коренным образом отличается от старой системы образования.

В настоящее время большинство вузов столкнулось с проблемами внедрения Болонской системы обучения и адаптации студентов, преподавателей, научных и методических сотрудников к требованиям новой системы обучения, которая базируется на дифференциации и индивидуализации дидактического процесса, на основе личностно-ориентированной модели обучения [2].

В Болонском процессе акценты перенесены с содержания на результаты обучения. Отчасти это диктуется общей идеологией преобразований, в рамках которых европейские университеты пытаются добиться сопоставимости образовательных систем разных стран. Проще всего это сделать путем унификации самих образовательных программ. Но именно этот путь невозможен: европейские университеты слишком разные и при этом очень дорожат своей независимостью. Остается одно: сделать сопоставимыми результаты обучения (еще раз подчеркнем — сопоставимыми, а не одинаковыми).

Для России это становится актуальным только с введением ФГОС-3 (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения), так как ранее в стандартах прописывалось именно содержание обучения (список дисциплин, их содержание). Вузы теперь имеют намного больше свободы в составлении собственных программ, поэтому различия между различными вузами будут с неизбежностью нарастать.

Но различия не могут быть слишком велики. На бюрократическом языке эта проблема называется «сохранением единства образовательного пространства», но если говорить проще, то государство хочет быть уверено, что выдача диплома государственного образца по биологии, химии, физике и т. п. говорит о том, что выпускник и в самом деле является биологом, химиком, физиком и т. п. И именно в стандарте сформулированы те требования к результатам обучения, которые позволят достигнуть основную цель образования — подготовку квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынках труда, профессионально мобильных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных на деятельность в смежных областях [1].

Естественно, возникает вопрос: каким образом описать требования к результатам обучения? Можно придумать множество способов. Вхождение России в Болонский процесс заставляет нас говорить на том профессиональном языке, который принят сейчас в Европе, — а это язык компетенций.

References

1. Anan’eva T.N., Kniazeva T. N. Metodicheskoe obespechenie realizatsii FGOS (III pokolenie) dlia srednego professional’nogo obrazovaniia [Implementing th Federal State Educational Standards (3rd generation) in secondary vocational educational settings: Methodological support]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Bulletin of The Association of the Institutes of Tourism and Service]. 2011. № 3. pp. 93-99.

2. Balykhina T. M. Slovar’ terminov i poniatii testologii [Testology glossary]. Moscow: Russkii Iazyk Kursy, 2006.

3. Dmitrieva N.V. Modul’noe obuchenie c sisteme professional’nogo obrazovaniia. [Modular training in higher professional education]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Bulletin of The Association of the Institutes of Tourism and Service]. 2011. № 2. pp. 17-20.

4. Maslov V. I. Strategicheskoe upravlenie personalom v XXI veke [HR Strategic Management in the 21st century]. Moscow: Knizhnyi Mir Publ., 2002.

5. Suvorov A. V. Osobennosti formirovaniia program obucheniia biznes-trenerov [Peculiarities of business-trainers’ training programmes creation]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Bulletin of The Association of the Institutes of Tourism and Service]. 2013. № 3. pp. 64-68.

Login or Create
* Forgot password?