SERVICE AND CONSUMERISM: THE CHALLENGE OF UNLIMITED CONSUMPTION SOCIETY
Abstract and keywords
Abstract (English):
In this article the phenomenon of service is considered in terms of the consumer society associated with its development. Revealed historical genesis of modern consumerism. Consumer culture is defined as a consequence of the establishment of appropriate cultural and anthropological model. Considered valuable basis of crisis in the system of modern world structure.

Keywords:
values, consumerism, anthropology, axiology, economic man
Text

Метафора часов и метафора дерева

 

Еще Ф. Бродель - видный представитель школы «Анналов» - указывал на сложившееся в гуманитарных науках и в истории, в частности, игнорирование сервиса и сервисных процессов как предмета изучения. Возник парадокс, когда выведенной из рассмотрения оказалась сфера, охватывающая большинство экономически занятого населения. Такому положению имеются свои объяс-

 

нения. Прежде всего, сервис не соотносился с номинированными моделями общественного устройства. Для него не оставалось места в рамках триадной (духовенство, дворянство, третье сословие) модели сословного общества. Исследования школы «Анналов» показали, что средневековое представление о трех сословиях представляло собой экстраполяцию на социальную сферу экзегетики Троицы и не являлось отражением реальной стратификации. Классовая модель общества, основанная на марксистской теории об антагонизме классов, еще более затемняла положение профессиональных страт сервисного профиля. В дихотомии феодал - крепостной крестьянин, или буржуазия - пролетариат они не вписывались. Следовательно, вопрос состоит в выработке нового категориального аппарата описания общества, который бы и позволил отразить сервисную составляющую общественных процессов.

 

Еще в меньшей степени сервис рассматривался до сих пор через призму ценностно-но-мировоззренческих общественных трансформаций. Для этого требовалось сменить саму научную парадигму. В чем она заключается?

 

Согласно мнению бельгийского традиционалиста Р. Стойкерса, все экономические концепции могут быть выражены либо «метафорой часов», либо «метафорой дерева». [15, с. 171- 178]. Исходя из первой дефиниции, общество представляет собой искусственную конструкцию, состоящую из атомарных и дис -кретных частиц - «эгоистических индивидуумов», конкурирующих друг с другом в погоне

References

1. Antonov B.C. Model´ cheloveka v burzhuaznoy politicheskoy ekonomii ot Smita do Marshalla. Istoki: voprosy istorii narodnogo khozyaystva i ekonomicheskoy mysli. M., 1989. Vyp. 1.

2. Attali Zh. Izbrannoe. M., 2001.

3. Bauman Z. Ot palomnichestva k turizmu// Sotsiologicheskiy zhurnal. 1 995. № 4.

4. Baumol´ U. Chego ne znal Al´fred Marshall: vklad XX stoletiya v ekonomicheskuyu teoriyu/Rossiyskaya ekonomicheskaya shkola v kontekste mirovoy ekonomicheskoy mysli. Voprosy ekonomiki. 2001. № 2.

5. Bekker G.S. Chelovecheskoe povedenie: ekonomicheskiy podkhod (izbrannye trudy po ekonomicheskoy teorii). M., 2003.

6. Bodriyyar Zh. Obshchestvo potrebleniya. Ego mify i struktury. M., 2006.

7. Bulgakov S.N. Dva grada. Issledovaniya o prirode obshchestvennykh idealov. SPb., 1997.

8. Bulgakov S.N. Kapitalizm i zemledelie. SPb., 1900.

9. Bulgakov S. Ocherki po istorii ekonomicheskikh ucheniy. M., 1913.

10. Bulgakov S.N. Filosofiya khozyaystva. M., 1990.

11. Veblen T. Teoriya prazdnogo klassa. M., 1994.

12. Veber M. Protestantskaya etika i dukh kapitalizma. Izbr. proizvedeniya. M., 1990.

13. Gorokhov E. Entsiklopediya aforizmov (Mysl´ v slove). M., 1999.

14. Dugin A.G. Ekonomika protiv ekonomiki. Konservativnaya revolyutsiya. M., 1994.

15. Endzheychik I. Sovremennyy turistskiy biznes. Ekostrategii v upravlenii firmoy. M., 2003.

16. Zombart V. Burzhua. M., 1994.

17. Kaneman D., Slovik P.Dverski A. Prinyatie resheniy v neopredelennosti: pravila i predubezhdeniya. Khar´kov, 2005.

18. Larush L. Mesto Rossii v mirovoy istorii. Shillerovsky institut nauki i kul´tury. Byul. № 8. M., 1998.

19. Larush L. O dukhe rossiyskoy nauki. Ekologiya - XXI vek. - 2003. T. 3, № 1/2. S. 169-178.

20. Larush L. O sushchnosti strategicheskogo metoda. Shillerovsky institut nauki i kul´tury. Byul. № 9. M., 2000.

21. Larush L. Fizicheskaya ekonomika. M., 1997.

22. Leybnits G.V. Soch. v 4 t. M., 1982-1984.

23. LokkDzh. Izbr. filos. proizv. M., I960. T. 1-2.

24. Losev A.F. Istoriya antichnoy estetiki. Poslednie veka, kn. 1-2. M., 1988.

25. Losev A.F. Istoriya antichnoy estetiki. Ranniy ellinizm. M., 1980.

26. Marks K. Kapital. Kritika politicheskoy ekonomii. Marks K., Engel´s F. Soch. M., 1960. T. 23.

27. Nesterenko A. O chem ne skazal Uil´yam Baumol´: vklad 20 stoletiya v filosofiyu ekonomicheskoy deyatel´nosti. Voprosy ekonomiki. 2001. № 7.

28. Panarin A.S. Iskushenie globalizmom. M., 2005.

29. Russkoe khozyaystvo. M., 2006.

30. Smit A. Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov. M., 1962.

31. Tendentsii v stranakh Evropy i Severnoy Ameriki. Statisticheskiy ezhegodnik EEK OON, 2003. M., 2004.

32. Tukmakov D. Upodoblenie Bogu (Fizicheskaya ekonomika Larusha kak preodolenie entropii). www.zavtra.ru.

33. Shelud´ko G.V. Servisnaya real´nost´: ontologiya, otrazhenie v sotsial´nom soznanii, servelogiya prazdnichnosti i povsednevnosti. Rostov n/D, 2007.

34. Shelud´ko G.V. Spetsifika servisnoy real´nosti. M., 2006.

35. Shumpeter Y. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. (Issledovanie predprinimatel´skoy pribyli, kapitala, protsenta i tsikla kon´´yunktury). M., 1982.

36. BaumolW.J., Panzar J. S, Willig R. D. Contestable Markets and the Theory of Industry Structure / revised edn. San Diego, CA: Harcourt Brace Jovanovich, 1988.

37. Bleinstein R.Themen derTourismuskritik// Touristik und Verkehr. 1987. № 3.

38. Breton-Gerard M. Un tourisme «trios saisons»... a fleur de sports. Espaces. 1990. № 106.

39. Enzenberger H.M. Eine Theorie derTouris-mus. Merkur, Ί958.

40. Gershuny J.I. After Industrial Society? London: Macmillan, New York: Humanities Press, Ί 978.

41. Gershuny J.I. ChangingTimes:Workand Leisure in Post-industrial Societies. Oxford: Oxford University Press. 2000.

42. Gershuny J.I. Also in German as Die Oko-nomie der Nachindustriellen Gesellschaft, Frankfurt: Campus, 1981.

43. Jeremy Benthams economic writings. L., 1952. Vol. 1.

44. Krippendorf J. Die Landscha-Fresser. Touris-mus und Erholungslandschaft - Verderben oder Segen? Bern - Stuttgart, 1975.

45. Paquot T.Terre urbaine: cinq defis pour le devenir urbain de la planete. Paris, 2006.

46. The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. Ed. by A.H. Armstrong, Cambridge, 1991.

Login or Create
* Forgot password?