SCIENTIFIC AND CREATIVE COMPONENTS OF DESIGN AND CURRENT CHALLENGES TO PROFESSIONAL CREATIVITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The authors’ research scope includes the professional activities of designers and managers. These activities being a synergy of a creative and an analytic approach, the authors focus on the scientific analysis and the creative process as essential and foundational for professional activities of creative occupations. In the article, the authors analyse the correlation of the scientific and creative components in modern design. The authors raise the issue of technocracy pervading creative activities and link the problem to the active application of computer technologies to creative processes. The authors dwell on the content of such concepts as «scientist» and «artist», «creativity» and «execution» in science and arts, demonstrate the unity and contradiction between the individual-personal and the technocratic in science and arts, discuss the processes of technocratization of creative occupations and a search for a balance between market and human interests, an identify the advantages and challenges that technocratization (or «technical extension of man») offers. Creativity and marketing management are considered in the article as united by design goals and methods. The authors emphasize that modern society is a product of the human mind, creativity and modern technologies.

Keywords:
science, creativity, arts, analysis, design, management, marketing, advertising, technocratization, «technical extension of man», creative occupation, creative class
Text

Как соотносятся наука и искусство, аналитическое и творческое начало в современном проектировании? Вопрос в такой формулировке является реинкарнацией традиционного вопроса: ученый и художник – творцы или ремесленники? В другой формулировке он звучит следующим образом: наука и искусство – это интуиция и творчество или анализ и расчет?

Не менее интересна и злободневна проблема технократизации современного представителя творческих профессий, поднимающая следующий вопрос: кто же является носителем творческого воплощения идеи – человек или компьютерные технологии и программные средства?

Эти вопросы получили в последнее время в связи с бурным развитием компьютерных технологий обработки данных и изображений в различных аналитических и графических программах особую актуальность. Авторы ставят целью рассмотреть различные аспекты поднятых проблем.

Представленная здесь статья имеет обзорный характер и построена на основе контент- анализа вторичных данных – мнений отечественных и зарубежных специалистов в области проектирования, дизайна и маркетинг-менеджмента, представленных в различных профессиональных изданиях, сборниках научных конференций, монографиях, в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет.

Кроме того, в работе использовались методы логического анализа и экспертных оценок, произведенных авторами данной публикации, имеющих труды в области художественного творчества [8; 10], дизайна среды [1; 2], образования [18; 22] и дизайнобразования [8; 9], имиджелогии и имиджа образования [10; 11], маркетинговых коммуникаций [21; 25] и маркетинговых исследований [13; 14; 24].

Прежде всего, определим содержание понятий «ученый» и «художник». Названные понятия в данной публикации трактуются

References

1. Arkhipova A.A., Syreyshchikova O.A., Khristoforova I.V., Arkhipova T.N. Variativnost´ dizayna obrazovatel´noy sredy. Sb. trudov X Mezhdunarodnoy konferentsii «Tendentsii i perspektivy razvitiya sovremennogo nauchnogo znaniya». M., 2014. S. 155-159.

2. Arkhipova A.A., Syreyshchikova O.A., Khristoforova I.V., Arkhipova T.N. Dizayn uchebno-vospitatel´noy sredy uchrezhdeniy obrazovaniya. Sb. trudov X Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Perspektivnye nauchnye issledovaniya - 2014». T. 16, Sofiya, Bolgariya: Izd-vo «Byal GRAD-BG», 2014. S. 97.

3. Arkhipova A.A., Syreyshchikova O.A., Khristoforova I.V., Arkhipova T.N. Psikhologiya tsveta v dizayne obrazovatel´noy sredy. Sb. Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Integratsiya nauki i praktiki kak mekhanizm effektivnogo razvitiya sovremennogo obshchestva». M.: In-t strategicheskikh initsiativ, 2014. S. 363-368.

4. Arkhipova T.N. Aktual´nost´ primeneniya innovatsionnykh metodov v sisteme podgotovki kadrov industrii mody i krasoty. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa. 2013. №1. S. 26-32.

5. Genisaretskiy O.I. Teoreticheskie i metodologicheskie issledovaniya v dizayne / Trudy VNIITE. Seriya «Tekhnicheskaya estetika». Vyp. 61. V 2 chastyakh. M., 1990. 372 s.

6. Dzhons Dzh.K. Inzhenernoe i khudozhestvennoe konstruirovanie. Sovremennye metody proektnogo analiza. M.: Mir, 1976. 305 s.

7. Efimov A.V. i dr. Dizayn arkhitekturnoy sredy: Uchebnik dlya vuzov / G.B. Minervin, A.P. Ermo laev, V.T. Shimko, A.V. Efimov, N.I. Shchepetkov, A.A. Gavrilina, N.K. Kudrya shev. M.: Arkhitektura-S, 2005. 504 s.

8. Kovalev V.G. Al´truizm khudozhestvennogo tvorchestva. Gumanitarnye nauki v XXI veke: Materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (06.05.2013). M.: Izd-vo «Sputnik +», 2013. 476 s. S. 37-43.

9. Kovalev V.G. Defitsit znaniy v sovremennom informatsionnom obshchestve. Alma mater. 2013. №9. S. 18-23.

10. Kovalev V.G. Sotsial´noe tvorchestvo khudozhnika. Metsenat i mir. Literaturno-khudozhestvennyy i kul´turologicheskiy zhurnal. № 49-52. Ryazan´.: «Grif i K», 2011. S. 128-132.

11. Maklyuen M. Ponimanie media: vneshnie rasshireniya cheloveka. M.: Kuchkovo pole, 2007. 464 s.

12. Maykel´son A.A. Efirnyy veter. Pod red. d-ra tekh. nauk V.A. Atsyukovskogo. M.: Energoatomizdat, 1992.

13. Nazina N.A., Platonova N.A., Khristoforova I.V., Kolgushkina A.V. Sotsial´nyy turizm. Podkhody k provedeniyu marketingovykh issledovaniy. Zhurnal «Marketing uslug». 2010. №1.

14. Nazina N.A., Platonova N.A., Khristoforova I.V., Kolgushkina A.V. Sotsial´nyy turizm v Rossii: rezul´taty marketingovogo issledovaniya i rekomendatsii po udovletvoreniyu sprosa osnovnykh potrebitel´skikh segmentov. Zhurnal «Marketing uslug». 2010. №2.

15. Novichkov N.V. Tvorcheskaya svoboda dlya kul´tury, biznesa, innovatsiy. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa. T. 8, 2014. №2. S. 91-95.

16. Pelevin V. Generation «P». 21-e izd-e. M.: Vagrius, 1999. 300 s.

17. Skorobogatykh I.I. Segmentatsiya potrebiteley tovarov klassa «Lyuks» po pokazatelyu geograficheskoe razmeshchenie i differentsiatsiya dokhodov. Transportnoe delo Rossii. №1. 2010. S. 22-24.

18. Skorobogatykh I.I. Transformatsiya teoriy potrebitel´skogo povedeniya tovarov klassa «Lyuks», M.: REU im. G.V. Plekhanova, 2010. 322 s.

19. Startseva T.E., Khristoforova I.V., Trishkina T.V. Stimulirovanie tvorcheskoy aktivnosti prepodavateley FTA. Sb. trudov I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii FTA «Sovremennye obrazovatel´nye tekhnologii, ispol´zuemye v ochnom, zaochnom i dopolnitel´nom obrazovanii». Korolev, 2013.

20. Fedulin A.A., Platonova N.A., Khristoforova I.V., Kolgushkina A.V., Makeeva D.R. i dr. Kontseptual´nye osnovy povysheniya imidzha vysshego professional´nogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii. Monografiya. Pod obshch. nauch. red. prof. Dyagtereva A.N., M: RGUTiS, 2012.

21. Florida R. Kreativnyy klass: lyudi, kotorye menyayut budushchee. Per. s angl. M.: Izdatel´skiy dom «Klassika-XXI», 2011. 432 s.

22. Khristoforov A.V., Khristoforova I.V. Innovatsionnye kanaly prodvizheniya: sotsial´nye seti. Zhurnal «Marketing». 2009. №3.

23. Khristoforova I.V., Kolgushkina A.V., Makeeva D.R. Vysshee professional´noe obrazovanie RF: osnovnye tendentsii i problemy razvitiya. Elektronnyy zhurnal «Servis v Rossii i za rubezhom». 2011. №3 (18). URL: http://rguts.ru/elektronic_journal (data obrashcheniya: 12.07.2014).

24. Khristoforova I.V., Kolgushkina A.V., Razdymakha Yu.Yu. Sushchnost´ i struktura imidzha vysshego obrazovaniya. Zhurnal «Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa». 2011. №1.

25. Khristoforova I.V., Kolgushkina A.V., Khristoforov A.V. Marketingovye issledovaniya rynka uslug gostinichnogo kompleksa g. Moskvy. Sb. mat. X Vseros. nauchno-prakt. konf. «Problemy prakticheskogo marketinga v sfere servisa». M., 2009.

26. Khristoforova I.V., Khristoforov A.V. Nauchnyy podkhod k razrabotke kompleksa marketingovykh kommunikatsiy na predpriyatiyakh sfery uslug. Zhurnal «Marketing i marketingovye issledovaniya». 2011. №1. S. 50-66.

27. Albert A. Michelson, Edward W. Morley. On the Relative Motion of the Earth and the Luminiferous Ether. The American Journal of Science. III series. Vol. XXII, No. 128, P. 120-129.

28. Hall Edward T. The Silent Language. New York: Doubleday and Co., Inc., 1959. 240 p.

29. Leslie A. White. The Science of Culture: A Study of Man and Civilization. New York, Farrar, Straus and Cudahy, 1949, 363 p.

30. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. N.Y.: McGraw Hill, 1964. 464 p.

Login or Create
* Forgot password?