Гражданское и патриотическое воспитание является одним из приоритетов образования на современном этапе развития общества. Традиционные формы работы (лекции, уроки, классные часы) не позволяют сформировать внутреннюю позицию у обучающихся, поэтому необходимы новые методы и методики, предусматривающие активную позицию школьников, опыт самостоятельной социально одобряемой деятельности. Одной из форм такой деятельности можно считать проведение самими обучающимися экскурсий в школьных музеях, но для организации экскурсии или подготовки выставки необходимо сформировать у школьников соответствующие компетенции. Педагоги, работающие в данном направлении, столкнулись с рядом трудностей, научно-методологического, методического и организационного порядка. Временный творческий коллектив проанализировал имеющийся опыт в данной области, учел недостатки, использовал лучшие практики образовательных организаций. Методика и технология подготовки экскурсоводов музеев образовательных организаций обобщена в программе «Школа юного экскурсовода». В статье представлена дополнительная образовательная программа подготовки экскурсоводов школьных музеев, разработанная специалистами Центра детско-юношеского туризма и экскурсий Ярославской области, сотрудниками Агентства по туризму Ярославской области, учеными ведущих вузов г. Ярославля. Программа содержит учебно-тематический план, методическое и дидактическое обеспечение. Авторы разработали критерии оценки эффективности обучения по данной программе, что позволяет вести мониторинг образовательной деятельности. В статье описаны две возможные модели реализации данной программы, а также намечены перспективы её развития и совершенствования. Представленная дополнительная общеобразовательная программа «Школа юного экскурсовода» прошла апробацию и доказала свою эффективность для формирования опыта самостоятельного общественного действия обучающихся.
дополнительная общеобразовательная программа, межведомственное взаимодействие, школьные музеи, музейная педагогика
1. Алексеева Т. Музейные бродилки // Прямая речь. - 2013. - №11.
2. Беляков Ю.П., Попов В.Г. Герои земли Ярославской. - Ярославль: Верх. Волга, 2005-2007. - Т.1: 1936-1942; Т.2: 1943-2007. - 278 с.
3. В помощь активистам музея образовательной организации: метод. рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных организаций Нижегородской области. - Н. Новгород, 2014.
4. Веретенников Е.И. Приемы и методы оздоровления детей и подростков [Текст]: метод. рекомендации. - Жуковский: Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации», 2008. - 67 с.
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
6. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения. - СПб.: Речь, 2003.
7. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: изд. центр «МарТ», 2006.
8. Иванова Ю.В. Философские концепции анализа музейных предметов [Текст] / Ю.В.Иванова // Собор лиц. - СПб., 2006. - С. 315.
9. История Ярославского края / Е.В. Спиридонова, М.В. Александрова, А.А. Голицын и др.; под общ. ред. В.В. Горошникова. - Рыбинск: Медиарост,, 2013. - 140 с.
10. Квартальнов В.А. Современные концепции социального туризма: Новые цели и культурные сдвиги: Социально-экономическая структура туризма / В.А. Квартальнов. - М., 2009. - 257 с.
11. Маринин М.М. Туристский бизнес и государство // Актуальные проблемы туризма. Концепции развития туризма. - М.: РИБ «Турист», 2001. - С. 55-60.
12. Маслов А.Г. Организация работы и финансирование туристско-краеведческих объединений учащихся. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 2003.
13. Махов С.И., Махова И.П. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников в туристско-краеведческой деятельности: материалы научно-теоретической межвузовской конференции «Геоэкология. Краеведение. Туризм». - СПб., 2010.
14. Организация и деятельность школьных музеев: методические рекомендации. - Ярославль, ЦДЮТур и Эк, 2008.
15. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: учеб.-метод. пособие. - М.: ФЦДЮТиК, 2006.
16. Персин А.И. Словарь юного краеведа. - М.: ФЦДЮТиК, 2008.
17. Развитие исторической памяти средствами музейной педагогики: сб. материалов креатив-форума / сост.: М.В. Соколова, под науч. ред. д-ра педагог. наук, проф. М.И. Рожкова. - Ярославль: изд-во ЯГПУ. - 2010.
18. Рекомендации по итогам Круглого стола «Детско-юношеский туризм: проблемы, пути решения, перспективы развития», состоявшегося в городе Астане 18.12. 2010. Электронный ресурс: URL: http://referatdb.ru/turizm/117960/index.html (дата обращения: 28.05.2015).
19. Русский язык и культура речи: практикум / под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2008.
20. Самарина Н.Г. Музейные источниковедческие исследования: традиции и новации [Текст] / Н.Г.Самарина // Социальная история российской провинции. - Ярославль, 2009. - С. 9-15.
21. Сивцев И.А. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательного, оздоровительного, воспитательного процесса. Электронный ресурс: URL: http://festival.1september.ru (указанный электронный адрес не соответствует заявленной работе) может быть - http://class.slovarik.org/podrobnosti-3/data-id23426? - уточните (дата обращения: 7.09.2015).
22. Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - С. 6.
23. Новиков А.М. Постиндустриальное образование [Текст] / А.М. Новиков - М.: ЭГВЕС, 2008.