ТУРИЗМ И НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ: КАРЕЛО-ФИНСКИЙ ЭПОС «КАЛЕВАЛА» КАК АТТРАКТОР В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ ДЕСТИНАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена исследованию форм и принципов вовлечения объектов нематериального культурного наследия в процесс развития туризма на примере Республики Карелия. Представлены области проявления различных его форм согласно Конвенции ЮНЕСКО по защите нематериального культурного наследия от 2003 г. На конкретных примерах изучены возможности использования нематериального культурного наследия в рамках организации различных видов туризма. Рассмотрен механизм вовлечения наследия в процесс оказания услуг на территории туристской дестинации согласно «стратегии Шахерезады» К. Салмона, состоящей из четырёх пунктов: 1) представление природного и культурного наследия через историю / легенду; 2) рассказ истории / легенды в определенное время; 3) оформление «посыла» туристской дестинации; 4) создание информационного поля в сети Интернет. Авторами статьи уточнен третий пункт и сформулирован как «создание культурных «якорей», которые бы «привязывали» легенду к конкретным местам и объектам, расположенным на территории». Вовлечение объектов нематериального культурного наследия в процесс организации туристских услуг рассмотрено на примере карело-финского эпоса «Калевала». Представлен опыт использования эпоса «Калевала» в туризме: разработка туристских маршрутов, создание и адаптация легенд, развитие событийного и приключенческого туризма. Рассмотрена возможность применения адаптированной авторами «стратегии Шахерезады» на примере эпоса «Калевала». Как результат, предложена новая актуальная форма продвижения эпоса «Калевала» – проведение ежегодной ролевой игры «Калевала. Невероятное приключение». Проект разработан студентами и преподавателями кафедры туризма Петрозаводского государственного университета и вошел в «Стратегию малых дел» Калевальского района Республики Карелия.

Ключевые слова:
экономика туризма, нематериальное культурное наследие, региональный туризм, эпос «Калевала», Республика Карелия.
Список литературы

1. Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. Функциональное значение и место туристских легенд в формировании привлекательных свойств дестинаций // Вестник Ассоциации вузов туризма и сер- виса. 2015. Т. 9. № 1. С. 52-60. DOI:https://doi.org/10.12737/7943.

2. Борисов И.В., Колесникова С.М. Памятник рунопевцам Приладожья // Региональный музей Северного Приладожья. URL: http://museum-sortavala.ru/public/67-historimonument (Дата обращения: 25 марта 2016 г).

3. Григорьева Д.К. Зарубежный и российский опыт создания туристских продуктов, основанных на концептуальных туристско-рекреационных аттракторах: методические особенности // Петербургский экономический журнал. 2015. № 4. С. 91-97.

4. Калевала. Карело-финский эпос / Пересказ для детей А. Любарской, рисунки Н. Кочергина. Петрозаводск: Карельское книжное изд-во, 1967. 164 с.

5. Кирилина В.М., Колесникова Н.В., Колесников Н.Г. Санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплексы региона: методологические аспекты эволюции // Вопросы курортоло- гии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2016. № 93(3). С. 62-65. DOI: 10.17116/ kurort2016362-65.

6. Красавцева Н. «Калевала» - встреча эпох (интервью с Э. Г. Карху, д. филолог.н., автором книг и статей по истории финской литературы, фольклору и литературе Карелии, лауреатом Государственной премии КАССР) // Газета «Лицей». № 2 (февраль). 1995.

7. Колесников Н.Г., Шевченко В.И., Колесникова Н.В. О стратегии развития событийного туризма в регионе // Актуальные задачи современной науки и образования: теоретические и при- кладные аспекты: Сб. науч. трудов по материалам Междунар. научно-практич. конф. Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2015. С. 174-175.

8. Колесникова Н.В. Когнитивный аспект функционирования туристской дестинации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 10-1. С. 174-175.

9. Платонова Н.А., Вапнярская О.И. Построение рейтинга туристской привлекательности субъектов Российской Федерации как инструмент дифференциации развития туризма // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме: Сб. науч. тр. Томск: Нац. Исслед. Томский политехнич. ун-т, 2012. С. 108-111.

10. Севастьянова С.А., Масленникова К.В. Аттракторы как системообразующие факторы туриз-ма // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2007. № 5(18). С. 71-76.

11. Элиас Лённрот: жизнь и творчество / Э.Г. Карху; Рос. Акад. наук, Карел. науч. центр, Ин-т яз., лит. и истории. Петрозаводск: Карелия, 1996. 237 с.

12. Salmon K. Strategija ?eherezade. Beograd: Clio, 2011. 110 р.

13. Cadima Ribeiro J., Vareiro L., Remoaldo P.C. The hosttourist interaction in a World Heritage site: the case of Guimaraes // China-USA Business Review. 2012. № 11(3). Pp. 283-297.

14. Chen C.-F., Chen P.-C. Another look at the heritage tourism experience // Annals of Tourism Research. 2013. № 41. Pp. 215-243. DOI:https://doi.org/10.1016/j.annals.2012.12.007.

15. Ritchie J., Hudson S. Understanding and meeting the challenges of consumer/tourist experience research // International Journal of Tourism Research. 2009. № 11(2). Pp. 111-126. DOI:https://doi.org/10.1002/jtr.721.

16. Yankholmes A.K.B., Akyeampong O.A. Tourists’ perceptions of heritage tourism development in Danish-Osu, Ghana // International Journal of Tourism Research. 2010. № 12. Pp. 603-616. DOI:https://doi.org/10.1002/jtr.781.

Войти или Создать
* Забыли пароль?