Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Понятия «культура» и «цивилизация» в обыденном языке употребляются как синонимы. Но для философии и культурологии разделения этих понятий — вопрос принципиальный. И дело не только в том, что на идее противопоставления культуры и цивилизации построено большинство культурологических концепций XIXи XXвеков. Что более существенно, сам ход исторического процесса в Европе и России наглядно показывает, что ценности культуры и цивилизации не только не совпадают, но находятся на различных полюсах системы ценностей. Мы стали очевидцами, как современная цивилизация буквально вытесняет многовековые завоевания человечества в сфере Духа. Цивилизация и культура, понятые в качестве оппозиционных понятий, позволяют сопоставить их с «духовно-тварной» природой человека, его дуальностью и противоречивыми тенденциями в его духовном бытии. Понятия цивилизации культуры в статье пони-маются как совокупность материальны ценностей (цивилизация) и ценностей духовных (культура). Автор убежден, что в такой интерпретации эти системы приобретают трагический характер. Игнорирование цивилизационных вызовов современному миру чревато превращением человека в специалиста, его жизни в работу. В рамках «цивилизованных» отношений человек рискует деградировать до штамповки, социального эрзаца, потеряв собственно человеческие качества, индивидуальность, лицо, уникальность. Развитие техногенной цивилизации в ущерб культуре грозит нам нивелировкой духовных ценностей, накопленных человечеством веками. А значит, наша история рискует превратиться в дорогу в никуда.
культура, цивилизация, духовные ценности, материальные ценности
Проблема соотношения понятий «культура» и «цивилизация» интересует ученых уже несколько столетий, начиная от философов, которые стояли у истоков развития цивилизационных процессов, заканчивая современными исследователями [1; 2; 4; 7; 8 и др.]. Тем не менее, эта проблема остается актуальной, учитывая, что противоречия между культурой и цивилизацией не только не разрешились, но, напротив, обостряются с новой силой.
Для того чтобы не возникало разночтений, определим с самого начала, что мы будем понимать в настоящей работе под категориями «культура» и «цивилизация». Из многообразия определений, которыми переполнена научная литература, мы хотим выбрать наиболее приемлемую для нас традицию и остановиться на том, что культура есть совокупность духовных ценностей, а цивилизация — совокупность ценностей материальных. И как бы ни разнилась терминология в рамках указанной парадигмы («культура есть наивысшие проявления духовной жизни человечества», «культура — восхождение человечества к Духу», «культура включает в себя мировоззрение, религиозные ценности и художественное творчество» и т.д.), для нас важно зафиксировать, что культура соотносится с понятием «дух», «духовность», а цивилизация — с понятием «материя». В определенном смысле такая постановка проблемы есть не что иное, как формулирование основного вопроса культурологии. И это вполне логично: в фило-
1. Аотнан Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.
2. Ахиезер А.С. Социокультурные проблемы развития России. М., 1992.
3. Берг В. Карьера - суперигра. М.: АО «Интерэксперт», 1998.
4. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1988. 400 с.
6. Гайденко П.П. От исторической герменевтики к «герменевтике бытия». Критический анализ эволюции М. Хайдеггера// Вопросы философии. 1987. № 9.
7. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
8. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
9. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.
10. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.
11. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск
12. Маркс К, Энгельс Ф., Ленин В.И. О коммунистическом труде. М.
13. Ортега-и-Гассет X. Философия культуры. М., 1991.
14. Поляков В.А. Технология карьеры. М.
15. Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство. 1993. № 4. С. 20-22.
16. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.
17. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.
18. Психологическое сопровождение выбора профессии /Под ред. Л. М. Митиной. М.
19. Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.
20. Розин В.М. Психология судьбы
21. Россия
22. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.
23. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М., 1993.
24. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
25. Струмилин С.Г. К вопросу о классификации труда / История советской психологии труда
26. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
27. Фельденкрайз М. Понимание при делании / Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Сост. В.Ю. Баскаков. М.
28. Философия и культура. М., 1987.
29. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.
30. Фромм Э. Человек для себя. Мн.
31. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности / Психология личности
32. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
33. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.
34. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
35. Smith Adam, The Wealth of Nations, Ixmdon, 1776.