ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В условиях постоянно меняющейся социальной ситуации одним из важных исследовательских вопросов становится необходимость изучения психологических признаков и показателей, характеризую- щих своеобразие поведения человека в социуме. Специфика типизации личности в психологической науке состоит в разработке таких моделей, которые будут отражать закономерности поведения людей. На основе этого появляется возможность предположить поведение человека, прогнозировать его деятельность. На основании этого возможно выстраивать модели развития и обучения человека с учётом его индивидуальности и принадлежности к определённому психологическому типу. При применении типизации возможно определить внутренние изменения человека, развитие его характера, а также изменение его предпочтений. На примере применения типизации Д. Кейрси для студентов заочного отделения Московского политехнического университета выявлена динамика психологиче- ских характеристик студентов и её взаимосвязь с социальными факторами. В основе классификации Кейрси находятся глубинные интересы личности. За основу принадлежности к тому или иному типу принимается то, чем сам человек хотел бы заниматься, то, что нравится самому человеку, что вызывает у него позитивные эмоции. При проведении тестирования каждый отвечающий исследуется по четырём биполярным шкала: Е, extravertion – I, introvertion; S – sensation – N, intuition; Т, thinking – F, feeling; J, judgment – Р, perception. Выявлено, что в процессе обучения в вузе, при получении профессии, при приобретении новых знаний, а также при необходимости адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям у студентов происходят изменения в психологических характеристиках, в том числе в характере, предпочтениях, учёте факторов, на основании которых принимаются решения и делаются выводы.

Ключевые слова:
психологический тип, типизация Кейрси, психологические предпочтения, влияние социальных факторов
Текст

В условиях постоянно меняющейся социальной ситуации одним из важных исследовательских вопросов становится необходимость изучения психологических признаков и показателей, которые характеризуют и объясняют своеобразие поведения человека в социуме. Специфика классификации и типизации личности в психологической науке состоит в разработке таких моделей, которые будут отражать закономерности поведения людей. Благодаря этому можно прогнозировать поведение человека в тех или иных случаях [3]. На основе это- го становится возможным разрабатывать методики обучения, выстраивать модели развития и совершенствования человека с учётом его индивидуальности и принадлежности к определённому психологическому типу.

Список литературы

1. Абельская Е.Ф. Типоведческое исследование психического склада личности. Дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2006.

2. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. М.: Эксмо пресс, 2001.

3. Аниськина М.С. Изменение психологических характеристик студентов при обучении в техническом вузе // Тезисы Международного симпозиума «Л.С. Выготский и современное детство», М., 15-16 ноября, 2016.

4. Артемцева Н.Г., Губанкова Н.Г., Ильясов И.И., Миронычева А.В., Нагибина Н.Л. Психологические типы. Когнитивные стили. Ч. 4. М.: Московский гуманитарный университет, 2003.

5. Артемцева Н.Г., Ильясов И.И., Миронычева А.В., Нагибина Н.Л., Фивейский В.Ю. Познание и личность: типологический подход. М.: Книга и бизнес, 2004.

6. Ивлев Ю.В. Логико-методологические основы педагогической культуры // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 10. 2016. № 3. С. 59-65.

7. Ивлева М.Л., Саенко Н.Р. Особенности применения кейс-метода в курсе «педагогика и психология высшей школы» для аспирантов // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 10. 2016. № 2. С. 59-68.

8. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. Серия «Мастера психологии». СПб.: Питер, 2004.

9. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Издательство МГУ, 1995.

10. Лабынцева И.С. Особенности динамики учебной деятельности студентов с разным отношением к профессии. Дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2013.

11. Чикесентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. М.: Альпина нон-фикшн, 2011.

12. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Пер. с англ. М.: София, 2006.

13. Юнг К.Г. Психологические типы / под ред. В. Зеленского; пер. С. Лорие. СПб.: Азбука, 2001.

14. Courela C., César M., Crafting a neo-Vygotskian approach to adult education in Portugal: Collaborative project work in an alternative curriculum, Psychology in Russia: State of the Art, 2014, № 3, рр. 100-113.

15. Dontsov A.I., Perelygina E.B., Interpersonal confidence as a factor in the prevention of disorganized interaction. Psychology in Russia: State of the Art, 2014, № 1, р. 40-49.

16. Dzherelievskaya M.A., Vizgina A.V., Pantileev S.R., Yashina L.L., A substantial psychometric analysis of the scales of the Minnesota Multiphasic Personality Inventory: F.B. Berezin’s version, the MMIL, Psychology in Russia: State of the Art, 2014, № 1, рр. 105-121.

17. Kokurina I.G., Solina E.I., Representations of happiness and life satisfaction in the group of educated and socially active young people, Psychology in Russia: State of the Art, 2014, № 1, рр. 83-95.

18. Kostromina S.N., Bordovskaia N.V., Rosum S.I., Moskvicheva N.L., Iskra N.N., Research potential and cognitive features of students, Psychology in Russia: State of the Art, 2014, № 4, рр. 122-136.

19. Vorobyeva E.V., Ermakov P.N., Saakyan O.S., The relationships between the achievement motivations and temperaments of psychology students with different lateral organization profiles, Psychology in Russia: State of the Art, 2015, № 1, рр. 32-42.

20. Zotova O. Yu., Karapetyan L.V., Occupation as a factor of personality subjective wellbeing, Psychology in Russia: State of the Art, 2015, № 2, рр. 126-136.

Войти или Создать
* Забыли пароль?