СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена специфике обучения иностранных учащихся в условиях современного технического вуза. Авторы статьи поднимают вопрос о компетентности современного специалиста, в том числе и инженера, как личности, способной постоянно совершенствоваться, развивать свой профессионально-творческий потенциал. Они видят целью обучения студентов-нефилологов приобретение таких навыков и умений, которые необходимы для участия в учебной, а потом и научной деятельности на основных факультетах технического вуза. Авторы статьи отмечают, что успешность обучения иностранного гражданина в российском вузе во многом определяется качеством довузовской подготовки студента. В статье показана специфика преподавания РКИ студентам-иностранцам в техническом вузе, а также роль преподавателя по дисциплинам инженерных специальностей. По мнению авторов статьи, преподаватель-предметник не должен заменять цели обучения своему предмету целями из- учения научного стиля речи. Это задача преподавателя РКИ. В процессе преподавания общенаучных дисциплин на неродном языке должны быть созданы условия формирования коммуникативной ком- петенции, т. е. должна быть разработана система заданий, которая формирует речевые действия, характерные для языка предмета. Координация совместной деятельности преподавателей РКИ и преподавателей-предметников запускает алгоритм учебной деятельности, наилучшим образом соответствующий развитию технического мышления, которое в свою очередь необходимо студентам инженерных специальностей в условиях современного технического вуза. Рассмотренные в статье содержательно-организационные решения в обучении иностранных студентов на подготовительном факультете ВолгГТУ представляют примеры конкретной реализации системы формирования мотивов, ориентированных на формирование навыков и личных качеств, составляющих основу профессиональной коммуникативной компетенции личности современного специалиста.

Ключевые слова:
русский язык как иностранный (РКИ), компетентностный подход, нейтральный и научный стили речи, преподавание технических дисциплин
Текст

В настоящее время система высшего профессионального образования находится на пути реформирования и совершенствования. Она ориентирована на реализацию идей, которые были сформулированы в рамках Болонского процесса. Предъявляются особые требования к уровню компетентности современного специалиста, в том числе и инженера, как личности, способной постоянно совершенствоваться, развивать свой профессионально-творческий потенциал. Таким образом, актуальным становится вопрос об условиях, в которых развивается такая личность в современном техническом вузе

Список литературы

1. Алексеева М.Ю. Материалы для итогового тестирования по профильным общетеоретическим дисциплинам довузовской подготовки иностранных граждан. Сборник № 1. Математика и основы информатики. Технический профиль./ М.Ю. Алексеева, Т.А. Блинова, О.Н. Васильева, Ю Н.А., Ильенко, Н.В. Матвеева, А.А. Никишин, Т.А. Полевая, А.Н. Ременцова Н.С. Ременцов, И.Н. Ромашова, Н.Н. Руднова, А.И. Сурыгин, Л.П. Фролова; под общ. ред. А.Н. Ременцова. М.: Рус. яз. Курсы, 2006. 124 с.

2. Афанасьев О.Е. Принципы креативности в построении программы учебной дисциплины «Инновации в профессиональной деятельности» // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 10. 2016. № 3. С. 4-16.

3. Батраева О.М. Профессионально-коммуникативные компетенции иностранных студентов технического вуза и возможности их формирования в процессе обучения языку специальности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Т. 26. 2014. С. 256-260. URL: http://e-koncept.ru/2014/64352.htm. (дата обращения: 20.11.2016).

4. Зворыкина Т.И., Сильчева Л.В., Гогаева О.В. К вопросу разработки новых стандартов как основного критерия повышения качества образования // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 10. 2016. № 3. С. 50-59.

5. Ионкина Е.С. Экспериментальное исследование факторов и условий формирования профессионально-языковой компетентности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. Педагогические науки. 2012. № 1 (65). С. 50-53.

6. Каплан Е.В., Сурыгин А.И. Перспективы совершенствования содержания и технологии предвузовской подготовки иностранных студентов по математике // Международное сотрудничество в образовании: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Ч. 2. СПб: Изд-во СПбГПУ, 2004, 300 с.

7. Крючкова Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие / Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская. М.: Флинта: Наука, 2011.

8. Молчановский В.В., Шепелевич Л. Преподаватель русского языка как иностранного. Введение в специальность. М.: Русский язык. Курсы, 2002.

9. Новикова О.А., Сурыгин А.И., Чайкина Т.А. Методическое обеспечение самостоятельной работы иностранных студентов предвузовского этапа обучения // Международное сотрудничество в образовании: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Ч. 2. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. 300 с.

10. Петрова Г.М. Обучение языку специальности иностранных студентов, магистрантов и аспирантов в МГТУ им. Н.Э. Баумана: метод. рекомендации для преподавателей и студентов. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.

11. Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития. Материалы к IV заседанию Межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования 29 апреля 1999 года. Ч. II. М.: 1999.

12. Ременцов А.Н., Артемьева Г.В., Полевая Т.А. Модель организации многофункциональной деятельности подготовительного факультета для иностранных граждан МАДИ (ГТУ) // Международное образование в начале ХХI века. Сборник научных трудов. Ч. 1. М.: МАДИ (ГТУ), 2005.

13. Соляник О.Е. К проблеме обучения русскому языку иностранных учащихся технического вуза // Язык и личность в поликультурном пространстве: сборник статей / под ред. Л.В. Адониной, О.С. Фисенко. М.; Севастополь: Рибэст, 2012. С. 407-413.

14. Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб.: Златоуст, 2000. 230 с.

15. Филимонова Н.Ю., Горьковская В.Д., Харламова Н.В. Подготовка к курсовым работам по НСР с применением информационных технологий // Вестник ТулГУ. Серия «Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. Вып. 10. ч. 1; ТулГУ. Тула, 2011. 99 с.

16. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного / сост. Л.В. Московкин, А.Н. Щукин. М.: Русский язык. Курсы, 2012.

17. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. М.: Эйдос; Изд-во Ин-та образования человека, 2013. 73 с. (Серия «Новые стандарты»).

Войти или Создать
* Забыли пароль?