Российский информационно-аналитический и научно-исследовательский водохозяйственный центр
Ростов-на-Дону, Россия
Статья посвящена исследованию интеграционного потенциала индустрии туризма в модернизационном развитии региона за счёт формирования новых центров инновационного роста, а также в определении условий его эффективного реализации. По мнению автора, индустрия туризма обладает значительным интеграционным потенциалом благодаря возможности эффективного сочетания в рамках туристических кластеров предпринимательской активности с традиционным укладом и национальными особенностями хозяйствования в региональных экономиках. На основе современных научных представлениях об интеграционной природе туризма в статье обосновывается роль туристических кластеров в социально-экономическом развитии региона. Сформировано модельное представление экономической архитектуры развития туристического кластера как полюса роста. В качестве основных структурных компонентов данной модели определены: базовые (ресурсные) факторы развития отрасли, обеспечивающая инфраструктура, институциональные факторы и научно-инновационные факторы. Сделан вывод о необходимости взаимоувязанного развития данных компонент в региональной системе. На примере регионов юга России показано, как формирование туристических кластеров будет способствовать снижению рисков вследствие преодоления узкоотраслевой специализации и вовлечения значительных ресурсов этноэкономики в процессы модернизации. Показано, что реализуемые в настоящее время проекты стратегического развития сферы туризма в значительной степени недоиспользуют эндогенный потенциал регионов, связанный с возможностями развития межотраслевых взаимодействий, а также использования потенциала этноэкономики. В статье рассматриваются факторы и условия реализации проектов формирования туристических кластеров, которые бы были максимально ориентированы на получение возможных синергетических и мультипликативных эффектов в регионе. Сформулированы основные направления повышения эффективности реализации интеграционного потенциала индустрии туризма.
индустрия туризма, туристический кластер, интеграционный потенциал, региональное развитие, синергетические эффекты
Введение. Современные задачи государственной региональной политики направлены на переформатирование экономического пространства российских регионов на основе развития и усложнения интеграционных связей хозяйствующих субъектов различной отраслевой принадлежности в целях создания устойчивых экономических каркасов территорий. Так, в Концепции долгосрочного развития РФ на период до 2020 г. подчёркивается, что опорными точками экономического роста должны стать новые формы пространственной организации экономики, обладающие конкурентными ресурсами (инвестиционными, кадровыми, финансовыми) и способные генерировать и концентрировать потоки инновационных товаров и услуг в границах территорий.
В этой связи исследовательский интерес вызывает осмысление роли и места отдельных отраслей и сфер деятельности в структуре регионального экономического пространства, а также выявление форм хозяйственной деятельности, которые способны обеспечить организацию ресурсного потенциала таким образом, чтобы создать импульсы к модернизационному развитию территории с дальнейшей диффузией инноваций от точек роста на периферию. Основная цель такого подхода, как отмечает Т.В. Кушнаренко[5, с.175], состоит в том, чтобы максимально способствовать расширению технологических возможностей традиционных сфер экономической деятельности, повышать способность территорий с отсталыми технологическими укладами к освоению инноваций.
По мнению многих исследователей, опорными точками экономического каркаса должны стать интегрированные структуры – кластеры, образованные предприятиями как производственной, так и инфраструктурной сферы [1, 3, 5, 7]. Данная позиция отражена и в официальных государственных документах. В частности, в Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах РФ (2010 г.) сказано, что кластерная политика позволит обеспечить стимулирование социально-экономического развития регионов. При этом проблематика реализации кластерной политики в последние годы рассматривается в рамках концептуальной канвы формирования полицентричной экономики, предполагающей развитие новых центров экономического роста. И если изначально акцент делался на развитии интеграционных взаимодействий исключительно крупных корпораций в структуре кластеров, то в последние годы все больше внимания уделяется взаимодействию разномасштабного бизнеса, в том числе с различным уровнем технологического уклада. Особенностью постановки такого рода задач, по мнению А.К. Доргушаовой[3, с. 132], является возможность вовлечения периферийных территорий в процессы ускоренной модернизации.
По мнению ряда исследователей, включая автора данной статьи, индустрия туризма обладает значительным интеграционным потенциалом. Благодаря возможности эффективного сочетания в рамках индустрии туризма предпринимательской активности с традиционным укладом и национальными особенностями хозяйствования, в региональных экономиках обеспечиваются значительные синергетические и мультипликативные эффекты. Такая способность позволяет туристическим кластерам сыграть важную роль в формировании каркаса структуры производственно-хозяйственной системы региона.
Все вышеизложенное обусловливает актуальность проблематики данной статьи, целькоторой состоит в исследовании интеграционного потенциала индустрии туризма в модернизационном развитии региона за счёт формирования новых центров инновационного роста, а также в определении условий его эффективного реализации.
Теория и методология исследования интеграционного потенциала индустрии туризма
В течение последних лет исследование возможностей реализации потенциала интегрированных структур (в том числе кластеров) в модернизационном развитии экономики региона остаётся в центре внимания как отечественных, так и зарубежных экономических исследователей [4, 6, 8, 10, 11, 14]. Усиление глобализационных трендов повышает значение консолидации бизнеса и увеличивает значение интеграции деятельности хозяйствующих субъектов. Развитие региональных туристических кластеров для многих стран становится одним из основных инструментов экономического развития. Туристические сети формируют своеобразную матрицу капитализации региональных активов и добавляют к капиталу размещённых на нем предприятий своеобразную «территориальную маржу» [2]. Кроме того, в структуру туристического кластера наряду с поставщиками туристических услуг вовлекаются дополняющие субъекты, деятельность которых непосредственно связана с функционированием туристско-рекреационного комплекса – инженерная инфраструктура, медицинские учреждения, научно-исследовательские организации, предприятия розничной торговли, издательства и прочие. Например, согласно мнению А.К. Доргушаовой [3, с. 210], если узловые элементы регионального каркаса будут сформированы предприятиями сферы туризма, то в регионе также успешно могут развиваться инновационные производства медицинских препаратов, промышленное производство товаров для туризма и спорта, высокотехнологичное производство строительных материалов (для возведения новых современных объектов санитарно-курортного лечения) и пр.
Такая межотраслевая интеграция предполагает возникновение новых форм и технологий сотрудничества. Поэтому в работах исследователей на первый план выходит анализ различных моделей взаимодействия предприятий и организаций туристической сферы с другими отраслями. Как отмечают А.А. Алоева и М.Д. Юсупова, исследуя подходы к формированию туристических кластеров[1, с.103], наибольшее распространение в отечественной и зарубежной практике получила вертикальная модель их формирования, когда каждый последующий субъект взаимодействия является потребителем продукта предыдущего. При горизонтальной модели взаимодействующие предприятия производят одинаковые или схожие услуги.
Изначально цель интеграции компаний туристического бизнеса состояла в мобилизации финансовых ресурсов для повышения возможностей выживания в сложных конкурентных условиях. Однако, по мере распространения идей о том, что кластерные образования создают преимущества для проявления инновационной активности, и понимания того, что использование только ценовых факторов не обеспечивает рост конкурентоспособности, возросла потребность в выявлении возможностей интеграции производственно-хозяйственных связей и процессов в предоставлении туристических услуг нового качества.
Само современное понимание туризма подчёркивает его интеграционную природу. Так, В.И. Кружалинопределяет кластер как «географически соседствующие взаимосвязанные компании, общественные организации и связанные с ними органы государственного управления, формирующие и обслуживающие туристские потоки, использующие рекреационный потенциал территории»[6, с. 30]. Подобное определение отражается в трудах и других учёных, рассматривающих туристический кластер как межотраслевой хозяйственный комплекс, объединённый единым технологическим процессом обслуживания потребителей или участвующих в формировании единого туристического продукта предприятий и организаций [1, 6]. Причём, многие учёные разделяют позицию о возможности использования интеграционного потенциала туриндустрии в развитии социально-экономической системы региона [11, 12, 13]. В этой связи кластерные технологии активно встраиваются в систему регионального стратегического проектирования развития индустрии туризма.
Заметим, что несмотря на достаточно активное использование категории «интеграционный потенциал» в работах отечественных и зарубежных исследователей, до настоящего времени не существует её единого понимания, особенно в контексте функционирования компаний туристического бизнеса. Так, одними учёными под интеграционным потенциалом понимается совокупность дополнительных конкурентных преимуществ, возникающих при объединении ресурсов [16, 17], другие делают акцент на ориентированность использования имеющихся ресурсов и возможностей взаимодействующих компаний на достижение общих целей [9, 15, 18]. Высказывается также точка зрения, что интеграционный потенциал выражается в генерации и углублениисвязей и отношений взаимодействующих субъектов в результате формирования устойчивых схем трансакций, основанных на системе имущественных отношений и договорной взаимозависимости [13].
Общим для всех приведённых определений является акцент на тех преимуществах, которые получают сами участники интеграционных взаимодействий. Тогда как, по нашему мнению, интеграционный потенциал проявляется не только в эффектах, получаемых данными участниками, но и во внешних эффектах, и в частности, синергетических и мультипликативных, выражающихся в изменении показателей социально-экономического развития региона, а также в возникновении дополнительных возможностей решения задач регионального стратегирования. Соответственно, авторское представление о сущности интеграционного потенциала туристической индустрии может быть сформулировано следующим образом: это совокупность новых системных качественных и количественных характеристик, генерируемых взаимодействующими в сфере туристического бизнеса экономическими субъектами, обусловленные и, одновременно, обуславливающие региональные факторы и условия социально-экономического развития.
При этом региональные эффекты развития туристической сферы выражаются в следующем:
- преодоление изоляции периферийных территорий и выстраивание эффективных взаимодействий для реализации совместных проектов модернизации;
- повышение открытости экономики региона к развитию внешнеэкономического сотрудничества;
- преодоление узкоотраслевой специализации регионального развития;
- создание благоприятных условий для инноватизации предприятий с отсталыми укладами;
- возможность вовлечения значительных ресурсов этноэкономики в процессы модернизации;
- увеличение занятости населения периферии и преодоление отрицательных тенденций миграции;
- преодоление кризисных явлений в экономиках регионов с неразвитым уровнем индустриальной занятости.
Таким образом, интеграционный потенциал индустрии туризма в модернизационном развитии экономики региона обусловлен структурно-функциональными особенностями данной сферы деятельности, которая включает в себя деятельность множества взаимосвязанных производственных и инфраструктурных отраслей. Дальнейшее развитие проблематики реализации интеграционного потенциала туристической индустрии связано с исследованием факторов и условий реализации проектов формирования туристических кластеров, которые бы были максимально ориентированы на получение возможных синергетических и мультипликативных эффектов в регионе. При этом следует заметить, что в туристической сфере наиболее ярко проявляется региональная специфика, а разработка стратегий развития данной сферы должна быть ориентирована на первоочередное использование внутреннего регионального потенциала и резервов. В этом отношении особенно подчеркнём необходимость увязки стратегий развития туризма с основными отраслевыми секторами специализации региона, а также с социально-экономическими эффектами регионального развития.
Туристические кластеры в социально-экономическом развитии региона
История экономического роста многих регионов свидетельствует о тесной связи индустрии туризма с показателями социально-экономического развития территории. Туризм способствует притоку валюты, обеспечивает создание новых рабочих мест, стимулирует развитие инфраструктуры. Например, развитие туристической сферы в Турции позволяет ежегодно привлекать в страну около 40 млн. туристов, что, исходя из расчёта, что один турист в ходе пребывания в среднем расходует 800 USD, обеспечивает приток валюты около 3-4-х млрд. USD в год. Согласно статистике ЮНВТО, каждый 11-й человек, нанимаемый на работу в Турции, прямо или косвенно оказывает услуги или продаёт товары сектору туризма[1]. В Египте туризм с 1988 г. является основным источником иностранной валюты в стране, обеспечивая каждое десятое рабочее место [10]. Доходы от туризма в ВВП составляют: в Греции – 15,5%, Испании – 15,3%, Австрии – 12,5%1.
В России в настоящее время потенциал туризма в социально-экономическом развитии регионов, по оценкам экспертов, используется только на 20%[2], а доходы от туризма в ВВП составляют около 6,5%. Одновременно, как показывают результаты анализа стратегий социально-экономического развития регионов ЮФО и СКФО, одним из основных инструментов регионального стратегирования на юге России является реализация кластерной политики в сфере туризма. В частности, данная сфера деятельности выделяется в качестве приоритетной по финансированию проектов её развития в Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской Республиках, Ставропольском и Краснодарском краях, и в Республике Адыгея.
Тем не менее, по объёмам оказания туристических услуг ЮФО и СКФО находятся на последних местах среди субъектов РФ (рис.1). При этом основные доходы в сфере туризма приносят Краснодарский и Ставропольский края и Республика Дагестан (табл.1).
Таблица 1 – Объёмы оказания платных туристических услуг в регионах Юга России
В то же время многие исследователи отмечают, что, учитывая географическое положение, разнообразие естественно-экологи- ческих ландшафтов, растительного и животного мира, поверхностных и подземных акваторий, наличие уникальных исторических памятников, туристический сектор Юга России обладает значительным интеграционным потенциалом [1, 4]. Причём, именно туристско-рекреационный комплекс может стать локомотивом, «вытягивающим» основные сферы общественной жизни на более высокий уровень. Например, для повышения конкурентоспособности предприятий организаций туристического бизнеса необходимо форсированное развитие пищевой отрасли, отраслей по производству промышленных товаров массового спроса, которые определяют масштабы развития туризма. Одновременно рынок туристических услуг можно рассматривать как одни из важных индикаторов социально-экономического развития региона, поскольку спрос на туристские услуги определяется не только качеством самих услуг, но и уровнем развития транспортной инфраструктуры, сферы общественного питания, розничной торговли и пр.
Рис. 1 – Удельный вес субъектов РФ в общем объёме оказания туристических услуг в России в 2015 году4
Интеграционный[1] потенциал индустрии туризма в модернизационном развитии региона заключается также в возможности снижения различного рода экономических рисков, связанных с узкой отраслевой специализацией территорий. Особенно наглядно это проявляется для регионов Юга России, имеющих преимущественно сельско- хозяйственную ориентацию. В настоящее время продукция растениеводства и животноводства южно-российских регионов косвенно задействована в реализации проектов развития туристско-рекреационного комплекса. Туристические проекты мало ориентированы на масштабное использова- ние продовольственной продукции, получа- емой на основе местного сырья растительного и животного происхождения для реализации всевозможных оздоровительных программ, что приводит к существенному недоиспользо- ванию потенциала АПК в модернизационном развитии экономики региона.
В значительной степени недоиспользуется в сфере туризма и потенциал этноэкономики, который, как отмечают В.Н. Колесников и В.Н. Овчинников[7, с. 147], представляет собой равноправный сектор хозяйственного комплекса Юга России. Так, успешно вписаться в структуру туристического кластера такие мелкотоварные формы труда и производства:
- переработка продукции аграрного сектора: изготовление изделий из меха, кожи, шерсти; производство ковров, войлока; переработка винограда, фруктов, ягод, овощей; розлив минеральной воды и пр.;
- производство промышленных товаров массового спроса: производство мебели, строительных материалов; вязание готовых изделий; изготовление сувениров, изделий из серебра; производство изделий из пуха, шерсти и пр.;
- производство и переработка дикорастущих растений и плодов.
В общем виде процесс организации взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках формирования туристического кластера может быть представлен в виде стратегического альянса на основе частичной интеграции (кооперации по производству отдельных видов продукции или оказанию определённых услуг).
Факторы и условия развития кластеров
в туристической индустрии
В контексте проблем рациональной пространственной организации на новых рыночных основаниях с учётом быстро меняющих конкурентных условий и вновь возникающих потребностей предприятия туристической индустрии, интегрированные в кластер, могут стать перспективными точками роста, способными оказать генерирующий эффект на всю экономическую структуру региона. Экономическая архитектура такого полюса роста обеспечивается наличием базовых факторов и условий, что может быть представлено в модельном виде (рис. 2).
К базовым факторам развития туристи- ческого кластера как полюса роста относятся, в первую очередь, факторы естественного происхождения, определяющие географичес- кое положение региона, природно-климати- ческие условия, а также наличие уникальных ландшафтов, исторических памятников и пр. Также базовыми факторами развития туризма являются трудовые ресурсы определённого уровня квалификации, инвестиционные и материально-технические ресурсы.
Рис. 2 – Модельное представление экономической архитектуры развития туристического кластера как полюса роста
Эффективная реализация ресурсного потенциала отрасли обеспечивается наличием соответствующей инфраструктуры. Причём важно заметить, что роль данной инфраструктуры состоит не только в предоставлении возможности использования базовых ресурсов, но и в повышении степени инноватизации технологий такого использования, в том числе, обеспечивающих сохранность природы, поддержание экологического баланса. К обеспечивающей инфраструктуре, в частности, относятся: здравоохранение, образование, транспортная и инженерная инфраструктура, энергетическая инфраструктура, телекоммуникационная инфраструктура, производственно-деловая и финансовая инфраструктура. Учитывая многоукладность отраслевых и региональных экономик, для успешного развития кластерного потенциала индустрии туризма в модернизационном развитии территории необходима разработка таких механизмов развития данной инфраструктуры, которые бы обеспечивали производственно-организационное единство локальных форм хозяйствования, возможность гибкого и мобильного внутрирегионального манёвра базовыми ресурсами.
Другим необходимым условием реализации интеграционного потенциала индустрии туризма является наличие благоприятной институциональной среды, которая бы ориентировала на синергию производственно-хозяйственных комплексов региона (туристско-рекреационного, транспортно-логи- стического, инфраструктурного, агропромышленного и др). Учитывая неодинаковый социально-экономический потенциал отдельных территорий региона и их различную отраслевую специализацию, необходимо, чтобы региональная политика включала институциональные механизмы, стимулирующие не просто реализацию совокупности единичных проектов развития туристической индустрии, а взаимосвязанный комплекс таких проектов, которые бы позволили сконструировать пространственную матрицу межотраслевых взаимодействий.
Для ускорения процессов модернизации и инноватизации индустрии туризма, предотвращения консервации в ней устаревших технологий, представляется целесообразным включить в модель экономической архитектуры развития туристического кластера научно-инновационные факторы его развития. Следует отметить, что большинством исследователей [6, 11, 17, 18] кластер рассматривается как структура, функционирование которой направлено на повышение конкурентоспособности входящих в него хозяйствующих субъектов на основе наукоёмкости и технологичности своей деятельности. В этой связи недоучёт научно-инновационных факторов развития туристического бизнеса во многом сдерживает как возможности развития данного вида деятельности, так и возможности проявления синергетических и мультипликативных эффектов в экономике региона.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод том, что для реализации интеграционного потенциала индустрии туризма в модернизационном развитии экономики региона необходимо обеспечить взаимоувязанность отдельных подсистем региона (институциональной, инфраструктурной, производственно-хозяйственной, научно-исследова- тельской, организационно-управленческой и пр.) в единую систему регионального стратегирования. Это позволит разработать точечные механизмы воздействия (стимулирующие и/или нивелирующие) на ростоформирующие и лимитирующие факторы развития отрасли как драйвера модернизационного развития региона.
Выводы.
Таким образом, реализация интеграционного потенциала индустрии туризма в модернизационном развитии экономики региона обеспечивает достижение целей его сбалансированного развития в отраслевом и территориальном разрезах. Для перевода теоретических рассуждений относительно значительных синергетических и мультипликационных эффектах туризма в экономике региона необходима разработка конкретных механизмов и инструментов в стратегиях социально-экономического развития территории, ориентированных на:
- повышение инфраструктурной обустроенности всех территорий регионов;
- снижение институциональных дефицитов в отношении условий и возможностей вовлечения периферийных территорий регионов, а также отраслей и сфер деятельности с отсталыми технологическими укладами в проекты развития индустрии туризма;
- реализацию кластерной политики в индустрии туризма как основного инструмента модернизационных преобразований, позволяющего получить значительные синергетические и мультипликативные эффекты на основе согласованного развития отдельных отраслевых сегментов региональной экономики;
- ориентацию стратегий развития индустрии туризма в регионе на максимальное использование эндогенного потенциала территории посредством осуществления взаимовыгодных взаимодействий в системе отношений центр-периферия.
По нашему мнению, реализация данных условий позволит наиболее полно реализовать интеграционный потенциал индустрии туризма в модернизационном развитии региона, обеспечить создание новых центров инновационного роста на его территории.
[1] Сост. по данным: РегионыРоссии. Социально-экономические показатели. 2016: Стат. сб. М.: Росстат, 2016. с. 488-489.
[1] Statistics and Tourism Satellite Account. World Tourism Organization Network. URL: http://statistics.unwto.org/news/2016-02-22/compendium-tourism-statistics-2016-edition (Датаобращения: 01.02.2017).
[2]URL: http://www.webeconomy.ru/index.php?newsid=977&page=cat&type=news (Датаобращения: 01.02.2017).
1. Алоева А.А., Юсупова М.Д. Туристические кластеры как особый фактор формирова-ния социально-экономической системы региона // Известия Кабардино-Балкарского центра РАН. 2013. №4(54). С. 100-106.
2. Гуриева Л.К., Созиева З.И. Туристический кластер региона: проблемы и перспективы создания // Региональная экономика: теория и практика. 2009. №22. С.72-80.
3. Доргушаова А.К. Механизм формирования экономического каркаса инновационного развития региона: Монография. Майкоп: Изд-во Майкопского гос. технологич. ун-та, 2016. 299 с.
4. Казиханова Д.М. Северо-Кавказский туристический кластер // Вестник Университета Российской академии образования. 2016. №2. С. 175-185.
5. Кушнаренко Т.В. Стратегии несырьевого развития региональной экономики: учёт феномена многоукладности: Монография. Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского гос. экономич. ун-та (РИНХ), 2015. 304 с.
6. Кружалин В.И. Туристско-рекреационные кластеры - новые стратегии развития ре-гионального туризма // Курортное дело, туризм и рекреация. 2009. Т.3. №4. С. 29-32.
7. Овчинников В.Н., Колесников Ю.С. Силуэты региональной экономической политики на Юге России: Монография. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. 176 с.
8. Старокожева Г.И., Полянских Е.А. Кластеризация как условие модернизации индуст-рии туризма в регионе // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 3: Экономика. Эко-логия. 2013. №1. С.108-114.
9. Туов А.Р. Интеграционный потенциал структурной модернизации межотраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов мезоуровня // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Сер. 5: Экономика. 2011. №3. С. 184-189.
10. CarnegiePapers. ThePoliticalEconomyofReforminEgypt: UnderstandingtheRoleofInstitutions. CarnegieEndowmentforInternational Peace. 2007. No.5. 32 p.
11. Doeringer B., Tekla D. Business Strategy and Cross-Industry Clusters // Economic Devel-opment Quarterly. 1995. Vol.9. №3. Pp. 225-237.
12. Rodrigues A.B. Turismo rural: práticas e perspectivas. Sao Paulo: Contexto, 2003.
13. Libkovska U., Ozola I., Kruzhalin V., Kruzhalin K.Management of regional clusters: basic principles of formation of tourism recreation clusters / International Multidisciplinary Scientific GeoConference Surveying Geology and Mining Ecology Management, SGEM15th. 2015. Pp. 377-384.
14. Liu J., Du J., Sun Z., Jia Y.Flow based clustering algorithm for tourism search engine/ International Conference on Control, Automation and SystemsInternational Conference on Control, Automation and Systems, ICCAS 2010. Gyeonggi-do, 2010. Pp. 1608-1612.
15. Rukomoinikova V.P., Polukhina A.N.Development of cluster approach in tourism (Russia case study) //Journal of Applied Engineering Science. 2016. Т.14. No1. Pp. 61-67.
16. Koshcheev S.V.Formation of innovative clusters in tourism //European researcher. Series A. 2011. No6(9). Pp. 989-993.
17. Stavljanin B., Kresoja M. Enhancing the competitiveness of tourism in the Republic of Serbia using the cluster model // Perspectives of Innovations, Economics and Business. 2011. Vol.7. No1. Pp. 40-42.
18. Khwaja A.N.The role and features of rural tourism cluster in provision of sustainable re-gional development / SciencesProceedings of the Third International Conference on Eco-nomic. Vienna: East West, 2014. Pp. 95-100.