РАЗВИТИЕ КОНВЕРГЕНТНОГО И ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена исследованию конвергентного и дивергентного мышления в юношеском возрасте. Творческая инициатива, самообразование, умение решать нестандартные задачи – все эти качества необходимы студентам-выпускникам при устройстве на работу. Именно поэтому развитие конвергентного и дивергентного мышления так актуально на сегодняшний день. Конвергентное мышление – это линейное, логическое мышление, направленное на поэтапное выполнение задачи и следование заданным алгоритмам. Дивергентное мышление – это альтернативное мышление, направленное на поиск множества оригинальных решений одной поставленной задачи или проблемы. В юношеском возрасте мышление становится осмысленным процессом за счет развития рефлексии, при этом усиливаются индивидуальные различия между сверстниками. Так, одни индивиды, достигшие этого возрастного этапа, характеризуются отсутствием познавательного интереса, другие, напротив, проявляют подлинный интерес к учебе и творчеству. В этом возрасте развитие креативности мышления и желание решать нестандартные задачи тесно связано с развитием интеллекта, предполагающее не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. У юношей и девушек появляется стремление к теоретическому и логическому мышлению, благодаря которым они учатся изменять и направлять свои мысли. Происходит развитие творческих способностей, которые носят целеполагающий характер. Умственное развитие студентов юношеского возраста заключается как в накоплении умений, навыков и знаний, так и в формировании новых идей. В результате конвергентное и дивергентное мышление становится важным познавательным процессом юношеского возраста. Ранняя юность охватывает период от 15 до 18 лет. Этот этап совпадает с подготовкой юношей и девушек к поступлению в самостоятельную жизнь, которая заключается в выборе профессии и жизненного пути. Поэтому в данном исследовании мы рассматриваем именно этот возраст.

Ключевые слова:
конвергентное мышление, дивергентное мышление, креативность, юношеский возраст.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Авдюнина Н.А. Развитие дивергентного и конвергентного мышления в процессе обучения учащихся // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса, материалы Всероссийской научно-практической конференции: Текстовое издание. Подготовлено при поддержке Департамента образования г. Москвы; Под редакцией О.И. Ключко. 2016. С. 54-56.

2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления; под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс,1965. 456 с.

3. Дружинин В.Н. Психология ХХI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. М.: Пер сэ, 2003. 863 с.

4. Дрязгунов К.В. Формирование дивергентного мышления старшеклассников на уроках обществознания // Образование и общество. 2003. № 1. C. 132-140.

5. Ивлев Ю.В. Логико-методологические основы педагогической культуры // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 10. № 3. 2016. С. 59-64.

6. Леонтьев А.Н. Логическое и психологическое мышление // Вестник Московского университета. Серия 14: психология. 2003. № 2. C. 3-18.

7. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. 583 с.: ил. (Серия «Учебник нового века»). ООО «Питер Пресс», 2007.

8. Плужникова Н.Н. Педагогика конструктивизма как методологическая модель современной культуры // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Том 10. № 3. 2016. С. 65-74.

9. Ратанова Т.А. Взаимосвязь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности в зависимости от специализации обучения студентов // Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации: материалы научной конференции, посвященной памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина (г. Москва, 7-8 октября 2010 г.) / ред. А.Г. Шерстнева. М.: ИП РАН, 2010. С. 162-170.

10. Сокальский Э.А. Юность - время пробы творческих сил и стартов в будущее // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». М., 2016. № 2. С. 97-108.

11. Стернберг Р. Дж., Форсайт Дж. Б., Хедланд Дж. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

12. Тунник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. 48 с.

13. Taylor C.W. Cultirating multiple creative talents in students // Journal for the Education of the Giften. 1985. Vol. 8. P. 187-198.

14. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Daedalus: Creativity and Learning. 1965. P. 663-679.

Войти или Создать
* Забыли пароль?