ПРОСТРАНСТВО РУССКОГО ПЕЙЗАЖА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена исследованию проблем оценки эстетических характеристик ландшафтов на примере лучших образцов российской пейзажной живописи. Автор предлагает читателям проанализировать и оценить ландшафтные сцены, отражающие сюжетную линию популярных пейзажей В. Поленова.

Ключевые слова:
образ пространства, эстетика ландшафта, пейзажная живопись, визуальный анализ ландшафтных сцен
Текст

Образы геопространства

 

Пространство, как фундаментальная философская категория отображает множественный характер существования мира, его сложность и неоднозначность. В свою очередь географическое пространство формирует особый образ окружающего мира, выраженного в пространстве земли, как среде обитания всего живого. [5].

 

Вместе с тем, вопреки существующему отождествлению все земное пространство нельзя считать географическим. В определенном смысле геопространство — это результат процесса описания, анализа и осмысления его признаков и особенностей [ 1 ].

 

В ходе осмысления географического пространства формируются наиболее стойкие образы и стереотипы его восприятия. Образы пространства складываются не только под воздействием физических свойств и параметров территории, но и под воздействием целого рада факторов: истории, культуры, политики, традиций, событий и пр.

 

Образ места обычно передает всю палитру составляющих его элементов, а осмысление сущности пространства зависит от точки наблюдения или местоположения самого исследователя, который имеет возможность представить геопространство на двух уровнях: внешнем и внутреннем.

 

Внешний уровень, предполагает, что наблюдатель (исследователь) находится с внешней стороны пространства (снаружи). Его восприятие формируется под воздействием внешних факторов и обычно в результате путешествий, когда взгляд наблюдателя оценивает достаточно большие сегменты пространства (страны, группы стран, континенты) как-бы извне. Ощущаемые извне пространства максимально открыты и динамичны, их образы подвижны и резко не очерчены. В результате чего формируется вполне целостный, но расплывчатый образ территории, легко передаваемый посредством слогана и визуальной картинки.

 

Например: «Сибирь — богатство России»; «Урал — опорный край Державы»;

Список литературы

1. Гуманитарная география. Научный и культурно-просветительский альманах. Выпуск 1. Москва.: Российский НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, 2004. С.14-15.

2. Джанджугазова Е.А. Туристско-рекреаци-онное проектирование. М.: Издательский центр «Академия», 2014.

3. Карамзин Н. М. Письма русского путешественника / Изд. подгот. Ю. М. Лотман, Н. А. Марченко, Б. А. Успенский. Л., 1984.

4. Колбовский Е.Ю. Эстетическая оценка ландшафтов: проблемы методологии. Ярославский педагогический вестник -2011 - №4 -Том III (Естественные науки), С. 161-166.

5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_ philosophy/994/nPOCTPAHCTBO(flaTa обращения: 02.02.2014).

6. http://3ys.ru/tipy-landshaftov-i-ikh-rol-v-zhizni-cheloveka/estetika-landshafta.html (дата обращения: 02.02.2014).

Войти или Создать
* Забыли пароль?