Уссурийск, Приморский край, Россия
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с исследова- нием эффективности формирования и развития тематических парков: их современного положения, тематики, а также формирования социально-культурного пространства региона. Актуальность вопросов обуславливается целым рядом факторов: 1) необходимостью расширения масштабов изучения проблем имиджа, бренда и репутации территории; 2) важностью исследования влияния деловой репутации территории на эффективность развития регионов, городов и страны в целом; 3) недостаточной научной разработанностью про- блем формирования и продвижения положительного имиджа регионов и, соответственно, признанием необходимости комплексного анализа и т.д. В статье отмечается, что положительный имидж отдельных регионов позволяет сформировать благоприятное впечатление о стране в целом, повышая ее авторитет в рамках международного сотрудничества. В связи с этим развитие и продвижение положительного имиджа региона представляет научный и практический интерес. Огромное влияние на развитие и формирование социокультурного пространства региона оказывают тематические парки, которые представляют собой объекты, обладающие своей концепци- ей, структурной организацией и принципами функционирования. В заключении автором утверждается, что развитие тематических парков в регионе действительно способно решить ряд вопросов, связанных с формированием привлекательности такого сложного продукта, как территория для потребителей. Кроме того, развитие тематических парков в регионах позволяет усилить туристские потоки, а инновационная и инвестиционная деятельность парков воздействует на развитие важнейших отраслей хозяйства и в целом хозяйственную деятельность регионов. Работа по развитию тематических парков – это одно из наиболее эффективных средств решения проблем пространственного освоения территорий, которое следует рассматривать в комплексе с прочими элементами многогранной системы управления.
тематические парки, имидж территории, структурная организация, имиджелогия, культурология, принципы функционирования, признаки территории, концепция, индустрия развлечений, развитие регионов
1. Кудрявцев Ю.Н., Харченко А.В. Территориальный маркетинг как основа стратегии устойчивого развития муниципальных образований // Аналитический вестник. 2007. №4. С. 3-13.
2. Черная И.П. Маркетинг имиджа как стратегическое направление территориального маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. №4. С. 15-21.
3. Крылов А.Н. Особенности формирования имиджа территорий в российской провинции // Сб. ст. и матер. V Междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы устойчивого развития городов». Миасс: ООО Агентство ТЭРРА, 2008. Т.1. С. 224-228.
4. Веденин Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем. М.: Наука, 1982. 190 с.
5. Визгалов Д.В. Маркетинг города. М.: Институт экономики города, 2008. 110 с.
6. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005. 390 с.
7. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. СПб.: Питер, 2006. 416 с.
8. Александрова А.Ю., Сединкина О.Н. Тематические парки мира. М.: КНОРУС, 2017. 208 с.
9. Ведерников В.П. Развитие тематических парков на современном этапе: социально- культурный аспект воспитания городского населения // Курорты. Сервис. Туризм. 2017. №1-2(34-35). С. 27-30.
10. Крутиков В.К., Хыски М., Станайтис С. Современные особенности развития тематических парков // Экономика. Социология. Право. 2016. №3. С. 14-21.
11. Петренко М.В. Внутренний маркетинг в индустрии отдыха и развлечений (на примере тематического парка США Уолт Дисней) // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2007. №1. С. 151-155.
12. Рысаева М.А. Тематические и развлекательные парки мира, их использова-ние в туризме// Экологический консалтинг. 2012. №4. С. 35-39.
13. Сединкина О.Н. Экономико-географический анализ развития тематических парков в мире: Автореф. дисс. … канд. геогр. наук. М., 2009. 25 с.
14. Терлеева О.Н. Транснационализация тематических парков как одна из экономико- географических закономерностей развития индустрии туризма на современном этапе // Туризм и рекреация на пути устойчивого развития (отечественные и зарубежные исследования). М.: Советский спорт, 2008. С. 92-103.
15. Бачерикова М. Опыт формирования благоприятного имиджа территорий с помощью маркетинга: обзор зарубежной печати // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2017. №2. С. 142-152.
16. Важенина И.С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. №6. С. 82-98.
17. Важенина И.С. Формирование имиджа и репутации территории: основные технологии и инструменты // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. №20. С. 6-14.
18. Гердт Т.Б. Формирование имиджа региона как показателя эффективности социально- экономической политики субъекта Российской Федерации: Автореф. дисс. … канд. эконом. наук. СПб., 2010. 19 с.
19. Кирдин В. Имидж регионов: базовые определения // Publicity, 2006. №1. С. 12-15.
20. Логунцова И.В. Имидж российских территорий как объект управления // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2011. №1. С. 29-38.
21. Маркина Ю.М. Имидж региона и региональная идентификация населения Дальнего Востока России (социологический анализ): Автореф. дисс. … канд. соц. наук. Хабаровск: ООПИ ТОГУ, 2010. 22 с.
22. Пашкина Т.А. Понятие «имидж территории» в современной науке и практике // Известия Саратовского университета. 2012. Вып. 2. С. 63-66.
23. Полтинина Е.В. Имидж в системе факторов, определяющих конкурентоспособность региона // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №4(062). С. 77-82.
24. Полякова Т.В. Маркетинг как фактор социально-экономического развития и формирования благоприятного имиджа территории: Автореф. дисс. … канд. эконом. наук. Волгоград, 2011. 28 с.
25. Понукалина О.В., Логинова Л.В. Имидж территории в контексте повышения туристской привлекательности региона // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2016. №1(31). С. 65-72.
26. Проценко С.Н. Имидж региона как ключевой фактор инвестиционной првлекательности// Маркетинг в России и за рубежом. 2007. №9. С. 43-50.
27. Маленова Е.Д., Терских М.В. Имидж региона: теоретический ас-пект (российский и зарубежный опыт) // Политическая лингвистика. 2015. №2(52). С. 199-205.
28. Фирсов Ю.И. Формирование имиджа территории для обеспечения её инвестиционной привлекательности // Автореф. дисс. … канд. эконом. наук. М., 2013. 27 с.
29. Clave S.A. The global theme park industry. Preston, UK: AMA DataSet Ltd, 2005. 482 p.
30. Hendry J. Foreign country theme parks: a new theme or an old Japanese pattern? // Social science Japan journal. 2000. №3(2). Pp. 207-220.
31. Robertson R.W. Theme park development in S.E. Asia // World travel and Tourism Review. 1993. Vol.3. Pp. 151-155.
32. Бельских И.Е. Территориальные стратегии имиджа туристского бизнеса в мировой экономике // Региональная экономика: теория и практика. 2009. №8. С. 62-67.
33. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Эксмо, 2006. 944 с.
34. Сидоренко Л.Е. Парки культуры и отдыха: проблемы, тенденции и перспективы развития// Праздник. 2009. №6. С. 14-16.
35. Belsky, I. E. (2009). Territorial'nye strategii imidzha turistskogo biznesa v mirovoj ekonomike [Territorial strategies of the tourism business image in the world economy]. Regional'naja ekonomika: teorija i praktika [Regional Economics: Theory and Practice], 8, 62-67. (In Russ.).
36. Krysin, L. P. (2006). Tolkovyj slovar' inojazychnyh slov [Explanatory dictionary of foreign words]. Moscow: Eksmo. (In Russ.).
37. Sidorenko, L. E. (2009). Parki kul'tury i otdyha: problemy, tendencii i perspektivy razvitija [Parks of culture and rest: problems, tendencies and prospects of development]. Prazdnik [Celebration], 6, 14-16. (In Russ.).