ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследование проблематики развития туристских дестинаций в России с позиции устойчивого туризма приобретает сейчас все большее значение. Это связано не только с признанием авторитета и полезности концепции устойчивого туризма, но и с осознанием необходимости учета всей широты средне- и долгосрочных последствий и внешних эффектов, а также всех междисциплинарных аспектов развития туристского комплекса России и ее регионов. В статье предпринята попытка раскрыть ряд основных экономических аспектов устойчивого туризма в разрезе региональной дестинации. Выбор региональной перспективы продиктован тем, что именно на этом уровне закладываются многие из важнейших предпосылок устойчивого в долгосрочном периоде развития туристского комплекса, в том числе с точки зрения экономически целесообразного принятия решений бизнеса и органов власти. Одна из задач статьи заключается в том, чтобы акцентировать внимание на спектре тех экономических факторов, которые нужно иметь в виду при разработке стратегического плана устойчивого развития региональной туристской дестинации в России. Представлена расширительная трактовка экономического понимания устойчивого туризма, выходящая за относительно узкие рамки экологических и социально-экономических последствий развития туризма, затрагивающая некоторые менее очевидные экономические аспекты развития дестинации, но которые напрямую относятся к проблематике устойчивого развития. В качестве центральных выделяются два блока экономических факторов с описанием их важности, формулировкой ведущих проблематик, раскрытием основных сложностей и угроз для развития экономики региональных дестинаций. Рассмотрены примеры из российской и мировой практики по предупреждению и разрешению отдельных проблем. В первый блок входят факторы инвестиционной, финансовой и налогово-бюджетной природы. Ко второму блоку относятся аспекты организационных и структурных особенностей туристской отрасли, используемых факторов производства и взаимодействия с остальными отраслями региона и внешним миром; и рассмотрение экономической проблематики устойчивого развития региональной дестинации в этом разрезе выходит за пределы кластерного подхода, на котором фокусируется отечественная наука. Вместе эти два блока факторов образуют организационно-хозяйственный механизм туристского комплекса, который целесообразно развивать с полноценным учетом проблематики устойчивости туризма.

Ключевые слова:
устойчивый туризм, устойчивое развитие туризма, региональные дестинации, региональная экономика, региональный туризм, экономика туризма
Текст

Важность исследований в области экономических аспектов устойчивого туризма Несмотря на высокую практическую значимость и академическую продуктивность, направление устойчивого туризма пока не получило достаточного внимания в России. Если экологические аспекты устойчивого туризма и устойчивого развития имеют относительно полное освещение в мейнстриме отечественной науки, то относительно социальных и экономических аспектов этого сказать нельзя, и недостаток исследований, как концептуальных, так и практически ориентированных, в этой области является несомненным. Немногие публикации, затрагивающие отдельные факторы и аспекты устойчивого туризма или устойчивого развития региона на основе развития туристского комплекса, появились только в последние годы. Лишь в последнее время в отечественной академической среде формируется относительно полное понимание, что означает устойчивость туризма. В то же время устойчивость нередко интерпретируется как стабильность, как ненарушение некоторого равновесия, в то время как в мировой науке она трактуется шире и полнее: как способность системы — туристского комплекса, дестинации или даже отдельного туристского объекта — выдерживать неблагоприятные нагрузки, в случае негативных влияний и даже шоков возвращаться в сбалансированное состояние, эволюционировать на наиболее продуктивных принципах, быть жизнеспособной и неподверженной избыточным рискам и конфликтам [21]. В рамках такого подхода могут быть интерпретации и различные формы толкования, в том числе с позиции экономических наук. Однако говоря об экономике устойчивого туризма в самом укрупненном смысле, можно иметь в виду формирование наиболее жизнеспособного, развитого и сбалансированного организационно-хозяйственного механизма туристского комплекса с учетом интересов всех стейкхолдеров.

Список литературы

1. Адамеску А. А., Воскресенский В. Ю. Современные тенденции развития рынка средств размещения в международном туризме // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 6. С. 60-66.

2. Бовтун В. С., Бовтун И. В., Бовтун О. П. Туристская политика в России // Сервис в России и за рубежом. 2008. № 2. С. 16-20.

3. Богданова Э. Н. Проблемы устойчивого развития туризма в регионах РФ // Управление эконоическими системами. 2011. № 9.

4. Дмитриев Н. М. Новые организационно-экономические отношения в туристском секторе экономики региона. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2010

5. Дмитриева Н. В. Проблемы регулирования гостиничной отрасли России // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2010. № 2 (13). С. 46-48.

6. Закорин Н. Д. Инвестиционное развитие сферы туризма региона // Российское предпринимательство. 2006. № 2 (74). С. 101-106.

7. Иваницкая Т. Ю. Развитие туристских услуг на основе маркетинга / Дис…к-та экон. наук. Белгород, 2010.

8. Казарян А. А. Привлечение прямых иностранных инвестиций в российские туристско-рекреационные особые экономические зоны / Автореф…к-та экон. наук. М., 2010.

9. Костин И. В. Инвестиции в экономику Калужской области: структура, динамика, основные проблемы // Инновации. Инвестиции. 2012. № 12.

10. Ларченко Л. В., Ахобадзе Д. Т. Туризм как фактор устойчивого развития регионов российского Севера: стратегия реализации (на примере Ненецкого автономного округа) // национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 8 (101).

11. Лебедев А. В. Формирование межрегионального туристского комплекса в условиях туристско-рекреационной особой экономической зоны (на примере Московской области) / Дис…к-та экон. наук. М., 2009.

12. Миролюбова А. А. Методология моделирования инвестиционного процесса в реальном секторе экономики региона / Дис…д-ра экон. наук. Иваново, 2012.

13. Немкович Е. Г. Мультипликатор туризма // Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Роль туризма в модернизации экономики российских регионов», 8-10 июня 2010 г., Петрозаводск-Кондопога. Петрозаводск: КарНЦ РАН. 2010. C. 97-100.

14. Овчаров А. О. Моделирование управление рисками в туристско-рекреационных системах // Страховое дело. 2008. № 6. С. 33-44.

15. Сайдашева О. В. Формирование туристских дестинаций как фактор устойчивого развития региональной экономики / Дис…к-та экон. наук. Краснодар, 2013.

16. Созиева З. И. Формирование стратегии кластерного развития туристско-рекреационного комплекса региона (на примере Республики Северная Осетия--Алания) / Дис…к-та экон. наук, М., 2009.

17. Сульповар Л. Б., Виноградова М. В. Основные принципы и стратегии формирования и развития региональных туристских комплексов // Электронный журнал «Сервис в России и за рубежом». 2010. № 4 (19) http://rguts.ru/electronic_journal/archives (дата обращения: 02.04.2014).

18. Уваров В. А., Кириенко Е. О. Принципы устойчивого развития туризма в регионе (на примере Еврейской автономной области) // Власть и управление на Востоке России. 2011. Вып. 12.

19. Chow G. C. (2006) Corruption and China’s Economic Reform in the Early 21st Century, International Journal of Business, Vol. 11, Issue 3, pp. 265-282.

20. Goymen K. (2000) Tourism and governance in Turkey, Annals of Tourism Research, Vol. 27, Issue 4, October, pp. 1025-1048.

21. Hardy A., Beeton R. J. S. and L. Pearson (2002) Sustainable Tourism: An Overview of the Concept and its Position in Relation to Conceptualisations of Tourism, Journal of Sustainable Tourism, Vol. 10, Issue 6, pp. 475-496.

22. Lej rraga I. and P. Walkenhorst (2010) ‘On Linkages and Leakages: Measuring the Secondary Effects of Tourism’, Applied Economic Letters, Vol. 17, pp.417-421.

23. Mitchell J. and C. Ashley (2010) Tourism and Poverty Reduction: Pathways to Prosperity. London: Earthscan.

24. Selvanathan S., Selvanathan E. A. and B. Viswanathan (2012) Causality Between Foreign Direct Investment and Tourism: Empirical Evidence from India, Tourism Analysis, Vol. 17, Number 1, May, pp. 91-98.

25. Teigeiro L. R. and B. Diaz (2014) ‘Estimation of multipliers for the activity of hotels and restaurants’, Tourism Management, Vol. 40, February, pp. 27-34.

26. Tourism Review (2008) Paris, N-Y.: UNWTO, 2008.

27. UNWTO (1995) Politics of Aviation and Tourism. Madrid: WTO (OMT).

28. Wagner J. E. (1997) ‘Estemating the economic impacts of tourism’, Annals of Tourism Research, Vol. 24, Issue 3, pp. 592-608.

29. Zaman Gh., Vasile V., Surugiu M.-R., and C. Surugiu (2010) ‘Tourism and Economic Development in Romania: Input-Output Analysis Perspective’, Romanian Journal of Economics, Vol. 31, Issue 2 (40), pp. 5-37.

Войти или Создать
* Забыли пароль?