ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблемам, связанным с определением потребности в подготовке кадров для индустрии туризма в Московской области. Спектр рассматриваемых вопросов связан: 1) с выявлением причин дефицита в регионе квалифицированных кадров индустрии туризма; 2) с подходами работодателей к замещению вакансий; 3) с имеющим место спросом реальных и потенциальных абитуриентов на такие направления профессиональной подготовки, как «Туризм» и «Гостиничное дело»; 4) с разработкой прогнозных сценариев развития индустрии туризма в Московской области, наглядно демонстрирующих увеличение потребности в кадрах. Ключевое внимание в статье сосредоточено на разработке методики расчета потребности в подготовке кадров для индустрии туризма и ее апробации на примере различных муниципальных образований Московской области. В основу методики определения потенциальной потребности Московской области в кадрах индустрии туризма положены: трендовый анализ показателей развития индустрии туризма; стратегическое и нормативно-целевое программирование; теория мультипликаторов; экстраполяционное и сценарное прогнозирование. В качестве стратегических ориентиров развития индустрии туризма в Московской области были использованы целевые показатели развития внутреннего и въездного туризма в Московской области на период до 2018 г.: увеличение численности размещаемых в коллективных средствах размещения граждан (в 2 раза); увеличение обслуженных туристскими фирмами лиц (на 30%); увеличение количества размещенных в коллективных средствах размещения иностранных граждан (на 40%) и др. В результате применения разработанной методики делается вывод о потребности в увеличении количества рабочих мест в индустрии туризма Московской области к 2018 г. до 6 000 рабочих мест (для инновационного сценария развития туризма). Разработанная и апробированная на примере различных муниципальных образований Московской области методика может быть применена при определении актуальных и перспективных потребностей в кадрах в различных сферах деятельности в разных регионах Российской Федерации.

Ключевые слова:
потребность в кадрах, подготовка кадров, туризм, сервис, гостеприимство, Московская область
Текст

Введение

Одной из основных проблем, отмеченной в областной целевой программе «Развитие индустрии туризма в Московской области на 2012–2015 гг.» и долгосрочной целевой программе «Формирование туристской инфраструктуры и развитие туризма в Московской области на 2013–2018 гг.» в качестве сдерживающей для индустрии туризма, является сохраняющийся дефицит квалифицированных кадров всех уровней обучения.

Как показал опрос работодателей в сфере туризма Московской области в рамках проекта TEMPUS NETOUR, проведенный при непосредственном участии авторов данной статьи в сентябре 2013 г., большинство из них испытывают реальную потребность в кадрах (рис. 1).

Как видно из приведенной на рис. 1 диаграммы, регулярно нуждаются в кадрах 93% респондентов. И только 7% опрошенных работодателей не испытывают потребности в новых сотрудниках.

Дефицит квалифицированных кадров в индустрии туризма Московской области объясняется рядом причин. Одна из основных — это ежегодный рост индустрии туризма в регионе. С точки зрения теории жизненного цикла отраслей экономики индустрия туризма Московской области, как и Российской Федерации в целом, находится на стадии роста, что характерисуется увеличением объема реализации услуг, значительно превышающим годовой уровень инфляции, ростом числа хозяйствующих субъектов, освоением новых рынков и т. п.

Подготовка кадров для индустрии туризма начата в нашей стане сравнительно недавно, поэтому потребность в кадрах нередко замещалась неквалифицированными специалистами, пришедшими в туризм из других отаслей, зачастую с ним несмежных. Отсутствие необходимых знаний и навыков не может не сказаться и на качестве предоставляемых услуг. Поэтому работадателям приходится затрачивать немалые средства на переподготовку и повышение квалификации кадров. Как показал опрос, 50% работодателей направляют персонал на обучение без отрыва от производства, 31% — с отрывом от производства. Затраты на переобучение персонала распределяются следующим образом (рис. 2).

Список литературы

1. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018) годы», утв. Постановлением Правительства РФ от 02.08.2011 № 644.

2. Долгосрочная целевая программа «Формирование туристской инфраструктуры и развитие туризма в Московской области на 2013-2018 годы», утв. Постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 № 1068/32 (в ред. посл. изм. и доп.).

3. Данные Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks.ru.

4. Данные Федеральной службы государственной статистики по Московской области - http://msko.gks.ru.

5. Тематический сборник материалов конференции «Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг», стр. 143-149.

6. Fedulin, A. Sakharchuk, E. Ilkevich, S., 2014. Moscow regional education cluster in tourism and services: a new sustainable development paradigm. World Applied Science journal (Special issue, March 2014), pp.: 123-125

7. http://100dorog.ru/guide/news.

Войти или Создать
* Забыли пароль?