ТВОРЧЕСКАЯ СВОБОДА ДЛЯ КУЛЬТУРЫ, БИЗНЕСА, ИННОВАЦИЙ
Рубрики: МНЕНИЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье поднимается круг вопросов, связанный с инновациями и их значением в развитии современного общества. В частности, излагается авторская позиция в вопросе о значении творческой свободы для развития культуры и инноваций, а также о роли инновационной политики для развития различных аспектов творчества в России. Инновации рассматриваются как нововведения, имеющие приложение, потребительскую ценность, очевидную полезность и коммерческое использование. Подчеркивается, что глубинный смысл инноваций в их эксклюзивности, в нацеленности на освоение рынков завтрашнего дня, так как только при этом подходе национальные экономики не оказываются в роли вечно догоняющих, а, напротив, повышают свою конкурентоспособность на глобальном рынке товаров и услуг. Отдельно рассматривается роль высшего образования в процессе производства знаний и инноваций, подчеркивается необходимость переоценки ценностей и смещение акцентов в развитии высшего образования – с процесса «штамповки» дипломов – на производство знаний и инноваций. В статье отмечается современное философское видение инноваций, которые рассматриваются не как отдельные акты, процессы и результаты деятельности индивидов, а как форма их существования, имманентная потребность, цель и средство жизни. Особое место в статье отводится гуманитарным инновациям, спрос на которые в различных сферах общественного производства и потребления зачастую превышает спрос на технологические и инженерные инновации. В этой связи подчеркивается роль культуры, которая наряду с наукой образует базу для инновационной и креативной составляющих экономики знаний (или, новой экономики).

Ключевые слова:
культура, инновации, творчество, экономика знаний
Текст

Введение

В последние годы (как, впрочем, и не только в последние) много говорится об инновациях — о том, что у России не может быть иного пути экономического развития в условиях постиндустриального уклада, кроме инновационного.

Наверное, с этим можно согласиться. В конце концов, мы все хотим, чтобы Россия была передовой экономической державой. И если на вопрос «что?» ответ понятен (инновационный рост), то с вопросом «как?» всё обстоит далеко не так просто. Попробуем разобраться.

Могут ли инновации быть национальной идеей?

Инновационный процесс не может быть дискретным. В инновационной гонке нельзя победить за счет отдельного предприятия, даже такого мощного как, например, «РОСНАНО» и даже с таким энергичным и опытным руководителем, как Анатолий Чубайс. СССР вчистую проиграл инновационную гонку Западу, и именно опыт Советского Союза показал, что запустить человека в космос значительно проще, чем научиться серийно изготавливать современный качественный автомобиль или компьютер. Почему? Да, потому что, бросив массу человеческих, финансовых и всех прочих ресурсов на одно (пусть и самое важное направление), ты действительно можешь на этом направлении оказаться лучшим. Но игнорирование развития иных, пусть менее перспективных, но, тем не менее, важных тем или трендов приведет к тому, что тебя, так или иначе, обойдут конкуренты. В соревнованиях есть правило: если ты всегда второй, то в конечном итоге ты последний: в чем-то нужно обязательно быть первым. Чтобы быть первым на долгосрочной перспективе, победы должны быть регулярными. В связи с этим включается иное правило: инновации должны быть тотальными, их создание и продвижение должны быть модными.

Список литературы

1. Новичков Н.В. Городское искусство и предназначение города // Современные проблемы сервиса и туризма. 2013. № 4.

2. Новичков Н.В. Европейский город Пермь (Пермский культурный проект) // Современная Европа. 2012. № 3.

3. Новичков Н.В. О некоторых аспектах развития туризма как части креативной экономики и экономики впечатлений // Сервис в России и за рубежом. Электронное периодическое издание. 2013. № 8 (46).

4. Тросби Д. Экономика и культура. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. 256 с.

5. Форсайт-флот 2013. Итоги // http://foresighttrip.asi.ru/news/107.html (дата обращения: 18.11. 2013).

6. Шнайдер А.Г. Развитие туризма в России / А.Г. Шнайдер, Б.Ю. Саченков, И.В. Шнайдер. М.: Наука, 2013. 221 с.

7. Ясина И. Тюрьма и демократия: не все опускают руки // Газета «Ведомости» http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/267375/ne_vse_opuskayut_ruki (дата обращения: 24.02.2014).

Войти или Создать
* Забыли пароль?