МЕТОДИКА АНАЛИЗА КАЧЕСТВА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Характеристики объектов инфраструктуры обеспечения туристской сферы регионов могут быть описаны в виде числовых выражений, отражающих данные трех видов: дихотомические качественные признаки; балльные признаки как многозначные качественные признаки, имеющие оценочный характер; количественные признаки. При таком представлении данных об объекте туристской инфраструктуры полученные результаты легко обрабатываются и интерпретируются руководителями и работниками туристской отрасли регионов. Выбранные варианты представления данных позволяют не только количественно оценивать разницу туристских объектов и туристского сервиса в регионе между собой, но и интегрально сравнивать регионы, рекреационные территории по качеству туристской инфраструктуры. Приведенная в статье методика успешно апробирована при обследовании коллективных средств размещения (КСР) в ряде районов Южного федерального округа. Реализация методики включает алгоритм обработки дихотомических, балльных качественных и количественных признаков, а также графическую интерпретацию ранжирования дихотомических характеристик КСР обследованных районов. Приводятся результаты анализа качества КСР районов в виде дихотомического, балльного и количественного представления. Делается вывод об универсальности такого представления к объектам туризма, сервиса и рекреационной деятельности. В качестве обоснования управленческих решений применительно к обследованным районам приводятся результаты ранжирования факторов, негативно влияющих на развитие туризма, туристского сервиса и рекреационной деятельности. Делается вывод, что авторская методика может быть использована для оценки качества услуг любых объектов туристской индустрии регионов, а также для их объективного сравнения и регионального анализа качества услуг для путешествующих.

Ключевые слова:
инфраструктура индустрии туризма, методика оценки качества туристских объектов и туристского сервиса
Текст

Особенности информационного описания объектов туристской инфраструктуры и туристского сервиса. Не все характеристики объектов инфраструктуры (транспортной, социальной, связанной с проблемами связи и безопасности и т.д.) обеспечения туристской сферы регионов могут быть прямо и однозначно описаны в виде числовых выражений, по которым можно производить исчерпывающий количественный анализ данных [1—4]. Как правило, собираются данные трех видов. Опишем их.

 

  1. Дихотомические качественные признаки — да, нет. Для этого применительно к каждому объекту инфраструктуры туризма строится таблица, где в строках располагались качественные характеристики объектов, а в столбцах — его наименование. На пересечении строк и столбцов там, где есть признак, ставится цифра 1, где нет — цифра 0. Таким образом, таблица содержит в конечном виде совокупность исследуемых дихотомических признаков для каждого объекта туристской инфраструктуры, каждого региона. Во многих случаях значения для конкретного показателя можно свести к дихотомическому варианту, например, качество мобильной связи: плохое — 0, хорошее — 1; или безопасность автомобильной стоянки: неохраняемая — 0, охраняемая — 1. Таким образом, менее качественное выражение той или иной характеристики обозначается нулем, более качественное — единицей.
  2. Балльные признаки как многозначные качественные признаки, имеющие оценочный характер: например, общее впечатление об объекте индустрии туризма. На пересечении ставится балл в определенном оговоренном диапазоне (например, по 5-балльной шкале), отражающий оценку качества объекта. Многозначные качественные признаки могут быть сведены либо к дихотомическим, либо к балльным признакам. В этом случае в клетке таблицы на пересечении объект / характеристика ставится цифра, соответствующая значению признака по порядку: например, для дорожных знаков — полустершаяся разметка, когда большинство знаков незаметны и имеются дефекты, обозначается цифрой 0; разметка со следами стирания, когда некоторые знаки не заметны — цифрой 1; яркая разметка, имеющая видные и заметные знаки — цифрой 2. В этом случае необходимо следовать правилу: чем качественнее та или иная характеристика объекта туристской инфраструктуры, тем большее значение должно принимать значение соответствующего многозначного признака. Описание состояния объектов, где первоначально предполагается использование многозначного качественного описания, чаще всего удается свести к дихотомическому описанию (плохо / хорошо).
  3. Цифровые количественные признаки — например, отражающие стоимость одноместного номера в гостинице, вероятность геодинамических рисков и т.п.

 

При таком представлении данных об объекте туристской инфраструктуры полученные

Список литературы

1. Минаев В.А., Фаддеев А. О. Математические методы и модели в геоэкологическом районировании рекреационных территорий // Математические методы и информационные технологии в современном обществе: Материалы межрегиональной конференции / Рязань, Академия ФСИН России. Тверь: НИИИиПТ, 2007. С. 111-117.

2. Минаев В.А., Фаддеев А. О. Оценка геоэкологических рисков: моделирование безопасности туристско-ре-креациоиных территорий. М.: Финансы и статистика, 2014. 334 с.

3. Минаев В. А., Миронов Я.А., Емышев В. С. Безопасность транспортной среды туризма. М.: Советский спорт, 2007.264 с.

4. Минаев В.А., Фаддеев А. О. Безопасность и отдых: системный взгляд на проблему рисков // Труды II Международной научно-практической конференции «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования», 20 апреля, 2007 г. М: РИБ «Турист», 2007. С. 329-334.

5. Платонова Н.А., Зубакова Н.Н. Оценка туристических ресурсов региона как инструмент их систематизации // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 4. С. 56-60.

6. Платонова НА. Региональная программа развития туризма: методические подходы к разработке // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 36. С. 44-53.

7. Погребова Е. С, Фильченков В.А. Кластерная политика - основа инновационного развития экономики региона// Сервис plus. 2011. № 4. С. 92-96.

8. Федулин А.А., Платонова НА., Вапнярская О.И. Разработка рейтинга регионов Российской Федерации по уровню развития туризма // Региональная экономика: теория и практикатика. 2012. № 416. С. 2-13.

9. Kortunov V. V., Platonova N.A. Philosophical and Socio-Cultural Aspects of the Economic Type of Thinking // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. T. 16. № 2. С 296-303.

10. Platonova N.A., Rozhkova E. V. Factors and Trends of Innovative Developments of Health Care // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. T. 15. № 4. С 477-481.

Войти или Создать
* Забыли пароль?