Серия статей «Историко-герменевтический очерк философии Фальсафа» посвящена изучению труда Абу Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туси «Насихат аль Мулюк». Персидский философ XI в. Абу Хамид аль-Газали вошел в историю науки как один из самых ярких представителей мусульманской апологетики средневековья. Изучение его работ позволяет обратиться к разным аспектам жизни мусульманского Востока средневековья. Один из самых известных его трудов, «Насихат аль Мулюк», который входит в состав фундаментального теологического изыскания аль-Газали «Эликсир счастья», принадлежит к жанру средневековой арабо-мусульманской письменности — так называемым «княжьим зерцалам», который представляет собой упрощенное переложение основополагающих философских взглядов мыслителя о государстве и политике на язык, понятный простому человеку, и помогающий через серию аллегорий и повествовательных историй постигнуть на практике сущность управления страной. Проведенный в статье герменевтический анализ «Насихат аль Мулюк» вскрывает уникальный подход выдающегося персидского философа к определению сложных морально-этических понятий, лежащих в основе искусства управления государством. В качестве основы анализа берется методологический подход французского философа и литературного критика Ролана Барта. В первой и второй части очерка приводится история возникновения и развития философии Фальсафа, а также изложение основ герменевтического учения Ролана Барта, которое легло в основу инструменталистики анализа. Данный историко-герменевтический очерк публикуется в шести частях. Первые две части, которые мы предлагаем вниманию наших читателей, описывают краткую историю создания «Насихат аль Мулюк» и методологические основы его анализа в настоящем труде.
герменевтика, философия Фальсафа, Газали, Ролан Барт, семантика, Ислам, семиотика, восточная культура, ихйя
Часть 1. Исторический контекст и мировоззренческая основа философии «Фальсафа»
Филологический анализ трудов восточных философов — дело высочайшей сложности. Сколько в них сокрытых слоев смысла, недосказанности, красноречия! Даже при первом приближении поражаешься красоте и изяществу слога, который напоминает о древних восточных преданиях, заставляет задумываться о скрытых аллегорических смыслах, а временами — отчаиваться отыскать концы длинных рассуждений, испещренных вставками, относящимися к устному жанру, эпическим сказаниям, историям, притчам и рассказам. И не всегда явно осознаешь, где искать границы серьезного философского труда, а где начало словесно-художественного произведения.
Персидский философ XI в. Абу Хамид аль-Газали вошел в историю науки как один из самых ярких представителей мусульманской апологетики средневековья. Изучение его работ представляется для филолога крайне интересным занятием, позволяющим обратиться к разным аспектам текста: смысловому, композиционному, культурологическому. Один из самых известных его трудов, «Насихат аль Мулюк», который входит в состав фундаментального теологического изыскания аль-Газали «Эликсир счастья», принадлежит к чрезвычайно интересному жанру средневековой арабо- мусульманской письменности — так называемым «княжьим зерцалам». Строго говоря, этот жанр представляет собой упрощенное переложение основополагающих философских взглядов мыслителя о государстве и политике на язык, понятный простому человеку, и помогающий через серию рассказов, аллегорий и повествовательных историй постигнуть на практике сущность управления страной.
Для понимания места и роли книги альГазали «Насихат аль Мулюк» в общей струе арабо-исламской мысли средневековья, необходимо осветить некоторые положения, изложенные в трудах арабских философов IX— XI вв., которые в той или иной степени соотносимы с концепцией аль-Газали. Такой обзор, по нашему мнению, крайне важен, поскольку помогает достаточно отчетливо уяснить себе мировоззренческую концептуальную основу изучаемого нами труда, выявить некоторые параллели и «созвучия» с трудами великих мыслителей этого периода.
1. Binder L. Al-Ghazzali’s Theory of Islamic Government. Muslim World, 45, 1955, pp. 229-241.
2. Bruce B. Lawrence. Ibn Khaldun and Islamic ideology. Leiden : E.J. Brill, 1984. 136 p.
3. Crone Patricia. Did al-Ghazali write a Mirror for Princes? On the Authorship of Nasihat al-Muluk // Jerusalem Studies of Arabic and Islam, 10, 1987, pp. 167-197.
4. Fuad Baali. Society, State, and Urbanism: Ibn Khaldun’s Sociological Thought. - USA: SUNY Press, 1988, 175 p.
5. Henri Laoust. La Politique de Gazali. Paris: Paul Geuthner, 1970, 414 S.
6. Hillenbrand C. A little-known Mirror for Princes of al-Ghazali // Festschrift fur Gerhard Endress, Leuven, 2004, pp. 591-99.
7. Hillenbrand C. Islamic Orthodoxy or Realpolitik? Al-Ghazali’s Views on Government // Journal of Persian Studies, 1988. pp. 81-94
8. Lambton, Ann K.S. The Theory of Kingship in the Nasihat-ul-Muluk of Ghazali // The Islamic Quarterly, 1, 1954, pp. 47-55
9. Muḥsin S. Mahdi. Alfarabi and the Foundation of Islamic Political Philosophy. - London: University of Chicago Press, 2001, 264 p.
10. Peters F.E. Aristotle and the Arabs: the Aristotelian Traditions in Islam. - N.Y. - L.: Luzac, 1968.
11. Sherwani, H. K. El-Ghazali on the Theory and Practice of Politics // Islamic Culture, 9, 1935, pp. 450-74.
12. Абу Наср Аль-Фараби. Политика // Восточная филология. Душанбе, 1973. Вып.2. С. 102 178.
13. Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Ат-Тибр ал-Масбук фи насиха ал-мулюк // Пер. с персидского на арабский: аноним // Под ред.: Ахмад Шамс ат-Дин. Бейрут: Дар ал-китаб аль-‘алямия, 1988, 132 сухуф.
14. Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Воскрешении религиозных наук / Пер. с арабского Насыров И.Р. Т. 1, ч. 1. М.: 2007. 584 с.
15. Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Наставление правителям и другие сочинения. Пер. с арабского. М., 2004. 302 с.
16. Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Эликсир счастья. Часть 1−2. Пер. с перс., вступ. ст., коммент. и указ. А.А. Хисматулина. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2007. 466 с.
17. Аверинцев С.С. Филология // Лингвистический энциклопедический словарь. - Москва: «Советская энциклопедия», 1990. с. 544-545.
18. Ал-Фараби Абу Наср Мухаммад. Трактат о жителей добродетельного города / Пер.с араб. И.О. Мухаммеда, А.В. Сагдеева // Ал-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1971. С. 191-377.
19. Аристотель. Этика / Пер. Брагинская Н. М.: АСТ, 2010.
20. Баранов Х.К. Большой арабско-русский словарь. М.: Живой Язык, 2006, 456 с.
21. Барт Р. S/Z / Пер. с фр. Г.К. Косикова и В.П. Мурат; Под ред. Г.К. Косикова. 3-е изд. М.: «Академический Проект», 2009. 373 с.
22. Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима.»: «Наука»; Глав. ред. восточной лит-ры, 1965. 221 с.
23. Белкин М.В., Плахотская О. Словарь «Античные писатели». СПб.: «Лань», 1998.
24. Большая Советская Энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.
25. Габитова Р.М. «Универсальная» герменевтика Фридриха Шлейермахера» // Герменевтика: история и современность. М.: «Мысль», 1985. С. 61-97.
26. Игнатенко А. А. Познать непознаваемое (аль-Газали о рациональном познании трансцендентного - алгайб) // Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. М., 1998. С. 175-209.
27. Игнатенко А.А. В поисках счастья (Общественно-политические воззрения арабо -исламских философов средневековья). М.: «Мысль», 1989. 254 с.
28. Игнатенко А.А. Как жить и властвовать. М.: Прогресс, 1994, 348 с.
29. Игнатенко А.А. Обман в контексте арабо-исламской культуры средневековья (по материалам «княжьих зерцал») // Одиссей. Человек в истории. 1993. Образ «другого» в культуре. М.: «Наука», 1994.
30. Игнатенко А.А. Проблемы этики в «княжьих зерцалах» // Бог-человек-общество в традиционных культурах Востока. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993.
31. Керимов Г.М. Аль-Газали: религиозно-философские взгляды // Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. Баку, 1969. С. 71-100.
32. Кирабаев Н. С. Философия власти: ал-Маварди и аль-Газали // Сравнительная философия. Моральная философия в контексте многообразия культур. М., 2004.
33. Кирабаев Н.С. Соотношение власти и авторитета в политическом учении аль-Газали // Человек как философская проблема: Восток - Запад. М., 1991.
34. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. М.: УДН, 1987.
35. Кирабаев Н.С. Теория государства в мусульманском правоведении // Классический ислам. Традиционные науки и философия. М.: 1988. С. 9-47.
36. Конурбаев М.Э. Библия Короля Иакова в лингвопоэтическом освещении : Спецкурс (учебно-метод. пособие). М. : Диалог-МГУ, 1998.
37. Конурбаев М.Э. Библия короля Иакова: литературный плагиат, политический манифест или библиографическое открытие? // Библия короля Иакова: 1611-2011. Культурное и языковое наследие / отв. ред. д-р филол. наук Е.Б. Яковенко. Москва: БукиВеди, 2013. С. 75 -86.
38. Конурбаев М.Э. Стиль и тембр текста. М.: МАКС-ПРЕСС, 2001.
39. Конурбаев М.Э. Тембральная организация английской речи (на материале Библии Короля Иакова). Дис. … канд.филол. наук. М., 1993.
40. Макиавелли Н. Государь. / Пер. Муравьева Г. М.: Планета, 1990.
41. Мискавейх. Трактат о природе справедливости / Пер. и коммент. З.И. Гусейновой // Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 2000. С. 286-300. http://smirnov.iph.ras.ru/local/miskadlp.pdf (дата обращения: 13.06.2014).
42. Наумкин В.В. Учение «о касб» в произведении аль-Газали «Воcкрешение наук о вере» // Ислам и мусульмане культура и политика (статьи, очерки и доклады разных лет). К 190-летию Института востоковедения РАН. М. − Н. Новгород, 2008 С. 9-17.
43. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1991, 917 с.
44. Отчет о работе санкт-петербургского филиала института востоковедения РАН (в процессе реорганизации в Институт восточных рукописей РАН) в 2007 году.
45. Платон. Государство. М.: «Наука», 2005. 576 с.
46. Россия как мусульманский мир: инаковость как проблема / Отв. ред. Выпуска А.В. Смирнов. М., 2010. 528 с.
47. Роттердамский Э. Воспитание христианского государя / Пер. Тарасова А.М.: Мысль, 2010, 366 с.
48. Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби / Отв. ред. Ж.М. Абдильдин. Алма-Ата: «Наука» Казахской ССР, 1984., 176 с.
49. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Русские словари, 1994. 844 с.
50. Фреге Г. Смысл и значение // Логика и логическая семантика / Пер. Бирюков Б. М.: «Аспект Пресс», 2000. C. 230-246.
51. Фролова Е.А. Арабская философия: прошлое и настоящее. М., 2010.
52. Хенри Луист. Политика Газали. Пер. Махди Музаффари. Тегеран, 1354/1975. Т. 1. С. 202.
53. Хисматулин А.А. Некоторые проблемы современных переводов сочинений аль-Газали на русский язык // Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси «Кимийа-йи са’адат» («Эликсир счастья»). РАН, Институт востоковедения. СПб.: Петербургское востоковедение, 2007.
54. Шамолов А.А. Философско-теологические воззрения Газали. Дис… д-ра философ. наук. Душанбе, 2003. 379 с.
55. Шидфар Б.Я. Образная система арабской классической литературы: VII-ХII вв. М.: Наука, 1974. 252 с.
56. Шлейермахер Ф. Герменевтика / Пер. с нем. А.Л. Вольского. Науч. Ред. Н.О. Гучинская. СПб.: «Европейский Дом». 2004. 242 с.