О ВОЗМОЖНОСТЯХ СОЗДАНИЯ НОВОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА НА РОССИЙСКОЙ ЧАСТИ ОСТРОВА БОЛЬШОЙ УССУРИЙСКИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описывается современное состояние рынка въездного туризма в Хабаровском крае, которое характеризуется невысокими темпами роста внутреннего туристского потока и крайне низкими темпами роста международного туристского потока. Таким образом, можно сделать вывод, что количество посетителей, желающих приехать в Хабаровский край с туристическими, а не деловыми целями, растет незначительными темпами. Основной причиной сложившейся ситуации можно считать отсутствие на данной территории естественных и рукотворных аттракций мирового масштаба, что значительно снижает интерес к ней как со стороны российских, так и иностранных туристов. Тем не менее, Хабаровский край в целом и его отдельные территории в частности обладают значительным туристским потенциалом. Однако для раскрытия потенциала территорий требуется реализация специального проектно-ориентированного подхода. В качестве примера такого подхода в данной статье рассматривается первый совместный российско-китайский проект создания нового туристского продукта на российской части острова Большой Уссурийский. Цель реализации такого проекта – обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие территории за счет создания на острове туристско-рекреационного комплекса и увеличения туристского потока, в том числе и международного. На начальном этапе в качестве новых туристских продуктов предлагается рассматривать туры «выходного дня» различной направленности – культурно-познавательные, экологические, рыболовные, конно-спортивные и т. п. Для иностранных туристов посещение российской части острова может стать логическим продолжением многодневных туров. Основным аттрактивным элементом для иностранных, в частности китайских, туристов должно стать знакомство с российской культурой, бытом, традициями. Как показывает практика, несмотря на наличие определенных риск-факторов, перспективы реализации новых туристских продуктов и создания туристско-рекреационного комплекса на острове будут иметь безусловные стратегические и конкурентные преимущества.

Ключевые слова:
туристский рынок Хабаровского края, въездной и внутренний туризм, туристский продукт массового спроса
Текст

Введение: обоснование актуальности проблемы

Вопросы повышения туристской привлекательности и узнаваемости российских регионов на протяжении всего периода становления и развития рынка туристских услуг в России не теряют своей актуальности. Проводимые научные исследования состояния национального и региональных рынков туристских услуг имеют целью определить перспективные направления их дальнейшего эффективного развития. Хабаровский край не является исключением.

Сегодня на туристском рынке Хабаровского края туристские услуги оказывают 255 туристических компаний, из которых 137 туроператоров и 118 турагентов. При этом въездным и внутренним туризмом в регионе занимаются меньше половины из них – 102 туристские компании.

Туроператоры внутреннего и въездного туризма предлагают туристам краткосрочные экскурсии в городах края, а также комплексные приключенческие, экстремальные, спортивные, экологические, охотничьи, рыболовные, оздоровительные, этнографические и круизные туры.

Приключенческие, спортивные и экстремальные туры подходят для физически подготовленных туристов, уже имеющих опыттаких путешествий, а охотничьи и рыболовные туры организованы в удаленных муниципальных районах края и слишком дороги по цене для массового потребителя. Развитие таких видов туризма не приводит к росту спроса на въездные туристские услуги и носит элитарный, а не массовый характер. Все это отражается на въездном туристском потоке в регионе (табл. 1).

Как можно видеть из таблицы 1, в последние годы в Хабаровском крае отмечаются невысокие темпы роста внутреннего туристского потока. Баланс по международному туризму в течение последних 15 лет остается пассивным. Более того, в последние 8–9 лет выездной поток растет кратными темпами, в то время как въезд иностранных туристов в край демонстрирует слабый рост.

Таким образом, несмотря на имеющийся туристский потенциал, количество посетителей, желающих приехать в Хабаровский край с туристическими, а не деловыми целями, растет незначительными темпами.

С целью определения причин слабого интереса со стороны иностранных туристов к путешествиям по Хабаровскому краю в 2010 г. на сайте www.mega-mir.com в сети Интернет проведен опрос на тему «Почему японцы, корейцы, китайцы, американцы, немцы и другие иностранцы не хотят ехать в Хабаровск и Хабаровский край в качестве туристов?». В исследовании приняли участие 411 человек. Главными причинами были названы отсутствие привлекательных для иностранцев туров (турпродуктов) массового спроса (61,3 балла), отсутствие международных туристских информационных ресурсов (52,8 баллов), отсутствие рукотворных чудес и достопримечательностей (28,7 баллов), а также отсутствие святынь, объектов почитания и поклонения (24,8 балла). Остальные варианты ответов получили менее 20,0 баллов [1].

Проанализировав результаты проведенного опроса, а также результаты многолетних наблюдений за развитием рынка туристских услуг Хабаровского края, основные причины низких темпов роста въездного

Список литературы

1. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Маркетинговое исследование в сфере внутреннего и въездного туризма в г. Хабаровске». ДальНИИ рынка. Хабаровск, 2010.

2. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования: Учебник. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. С. 322.

3. Ishikawa K. What is Total Quality Control? The Japanese Way. London, Prentice Hall, 1985.

Войти или Создать
* Забыли пароль?