ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОСТИ И ДОСТУПНОСТИ УСЛУГ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЕРВИСНЫХ ПРОСТРАНСТВ СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ СФЕРЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДСКОМ ПОСЕЛЕНИИ МЫТИЩИ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Проблемы развития сферы бытового обслуживания населения, глобальное реформирование которой осуществлялось в конце 1990-х – начале 2000-х годов, не утратили своей актуальности и сегодня. Это объясняется следующими обстоятельствами. На начальном этапе реформирования необходимо было вывести предприятия бытового обслуживания населения из полутеневого сектора и обеспечить условия для их рентабельного функционирования в формирующихся рыночных условиях. На современном этапе основные проблемы сферы бытового обслуживания населения в большей степени связаны с качественными его характеристиками. Бытовое обслуживание населения формирует сервисное пространство современных городов, обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности людей, что, в свою очередь, рассматривается во всем мире как один из важнейших показателей качества жизни населения. Вопросам обеспечения необходимого уровня сервиса на предприятиях бытового обслуживания населения и посвящены материалы данной статьи. Рабочая гипотеза заключается в определении нового формата развития объектов бытового обслуживания населения, базирующихся на принципах комплексности и максимальной доступности. Таким форматом призвана стать сеть мини-домов быта, расположенных в различных по своей функциональной направленности микрорайонах (зонах) города. Основные выводы, сделанные авторами, базируются на результатах маркетингового исследования рынка бытовых услуг городского поселения Мытищи, проведенного при их непосредственном участии. Итогом проведенных исследований является предложенная авторами концепция развития сети мини-домов быта в современных городских поселениях. Ядро рассмотренной в статье концепции составляют основные направления развития мини-домов быта: формирование предпринимательской среды, приоритетное выделение ресурсов, содействие в информационном обеспечении, а также механизмы их реализации.

Ключевые слова:
бытовое обслуживание населения, сервисное пространство, комплексность и доступность услуг
Текст

Обоснование актуальности. Вопрос о комплексном предоставлении и доступности услуг населению сейчас стоит достаточно актуально. Указанной проблеме посвящен целый блок научно-практических исследований отечественных и зарубежных специалистов и ученых, наиболее значимыми из которых можно считать: «Сервисные комплексы внутренних целевых рынков (на примере вузов)», «Формирование зональных многофункциональных комплексов», «Система комплексного обслуживания на торговых предприятиях» и ряд других [1]. При этом, несмотря на различие объектов исследования и подходов к их изучению, основная идея данных работ заключается в обосновании необходимости комплексного подхода к организации обслуживания клиентов.

Рассмотрим возможность применения такого подхода и к сфере бытового обслуживания населения.

Вопросы комплексности обслуживания в сфере бытовых услуг стали активно рассматриваться в конце 60-х – 70-е гг. ХХ в. Считалось, что комплексность обслуживания так же, как прогрессивность и внедрение инноваций, – это необходимое условие повышения качества предоставляемых услуг, являющееся в свою очередь фактором повышения эффективности деятельности предприятия. Поэтому в СССР создавались и достаточно успешно функционировали такие типы комплексных предприятий бытового обслуживания населения, как дома бытовых услуг, комбинаты, ателье и бюро «добрых услуг», комплексные приемные пункты с производством или без производства, передвижные бытовые мастерские (особенно распространенные в сельской местности).

Постепенная диверсификация сферы услуг и ее составной части – бытового обслуживания привела к необходимости объединения в рамках одного предприятия бытовых услуг, относящихся к различным отраслевым группам. Позднее произошло частичное объединение бытового обслуживания с другими отраслями сферы услуг – общественным питанием, торговлей, деловыми и культурно-развлекательными услугами и др. [3]. Это привело к возникновению и развитию многофункциональных сервисных комплексов. Можно сделать вывод, что такая диверсификация бытового обслуживания позволила не только «сохранить» в период кризиса 90-х гг. отдельные виды бытовых услуг, но и возродить их на качественно новом уровне в соответствии с современными стандартами обслуживания [2].

Список литературы

1. Григорьев А.Н. Организационно-экономические механизмы формирования сервисных комплексов для различных типов офисных и жилых зданий (на примере г. Москвы). Дис. … канд. экон. наук. М., 2006.

2. Шаинян Б.Р. Организация комплексного бытового обслуживания населения шаговой доступности (на примере г. Москвы). Дис. … канд. экон. наук. М., 2007.

3. Philip Lawton and Michael Punch «Urban Governance and the ‘European City’: Ideals and Realities in Dublin, Ireland - International Journal of Urban and Regional Research. Volume 38, Issue 3, pages 864-885, May 2014. DOI:https://doi.org/10.1111/1468-2427.12152.

4. MARTINA JUŘÍKOVÁ, OLGA JURÁŠKOVÁ, JOSEF KOCOUREK.The Role of Marketing Management in the Service Sector and the Effect of Global Economic Crisis on Company Prosperity. Conference of Informatics and Management Sciences. March, 25. 29. 2013.

Войти или Создать
* Забыли пароль?