ИЗ РАЗМЫШЛЕНИЙ О РАЗВИТИИ ТУРИСТСКИХ СИСТЕМ
Рубрики: МНЕНИЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена вопросам развития туристских систем, которые являются сложными целостными естественно-общественными образованиями. Развитие является одним из вариантов преобразований туристских систем, источником которых служит человеческая деятельность, обусловленная потребностями. В реализации большинства потребностей важную роль играют целеобразование и реализация целей. Актуальные потребности потенциального туриста овеществляются в конкретном туристском продукте, который в настоящее время в экономике рассматривается с двух позиций: классической и современной. В соответствии с современным пониманием туристской экономики туристский продукт понимается как воплощение туристского опыта (прежде всего, впечатлений), которым могут обладать не только посетители, но и производители, и продающие, и управляющие, и «хозяева» и т. д. Таким образом, в современной туристской экономике на первый план выходят не классические преимущества территорий или продуктов (богатство ресурсами, насыщенность и разнообразие товаров и услуг и т. п.), а туристский опыт (впечатления посетителя, зависящие от креативности производителя продукта). А сам процесс создания туристского продукта становится со-производством. Развитие туристских систем должно основываться на устойчивом развитии и основываться на рефлексивной симметрии, основой чего могут выступить «принципы Беладжио». Однако развитие туристской системы может приводить не только к позитивным, но часто и к негативным последствиям, восприятие которых сильно зависит от точек зрения конкретных субъектов и географической неравномерности и справедливости распределения благ и негативных следствий. Делаются выводы о постепенной гуманизации туристской экономики и ее преобразовании из цепочечной в сетевую.

Ключевые слова:
развитие, система, туризм, туристский опыт
Текст

Введение. Туристская система представляет собой целостный в пространстве и во времени выделенный из окружающей среды и взаимодействующий с ней динамичный объект, эмерджентные свойства которого обеспечиваются достаточными организованными связями и отношениями элементов (формирующих реализующие структуры и технологии), воздействием факторов и условий (внешних и внутренних), а функционирование направлено на решение определенных туристских целей. Территориальная туристская система – разновидность туристской системы, функционирование которой обусловлено пространственными связями и отношениями составляющих.

Туристская система может находиться либо в состоянии относительного покоя, либо преобразовываться через следующие варианты изменений (за счет внутренних и внешних сил): 1) количества, 2) качества, 3) отношений (изменение связей и отношений между элементами и компонентами), 4) количества и качества, 5) количества и отноше ний, 6) качества и отношений, 7) количества, качества, отноше ний всех или части его «первичных» элементов» [5]. Одной из форм преобразования систем является развитие – необратимое, направленное изменение системы в качественно новое состояние. Развитие может происходить как эволюционным (постепенные поступательные преобразования между стадиями), так

Список литературы

1. Александрова А.Ю. География туризма как научная дисциплина // География туризма / под ред. А.Ю. Александровой. М.: КНОРУС, 2013. 592 с.

2. Каверин С.Б. Мотивация труда. - М: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. 224 с.

3. Саранча М.А. Потенциал и организация развития туризма в Удмуртской Республике: географический анализ и оценка на основе географических информационных систем: монография. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. 220 с.

4. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Контакт-Альфа, 1996. 380 с.

5. Урманцев Ю.А. Целостные, нецелостные, целостно-нецелостные, «небытийные» свойства объектовсистем // Сборник 5 Международного форума по информатизации. М., 1996.

6. Butler R.W. The concept of a tourist area cycle of evolution: implications for management of resources // Canadian Geographer, 1980. V. 24. №1.

7. Cooper C., Hall C.M. Contemporary tourism. An international approach. Burlington: Elsevir, 2008. P. 14.

8. Pearce P.L. Tourist Behaviour: themes and conceptual schemes. - Clevedon, UK: Channel View Publications, 2005. 241 pp.

9. Plog S.C.Leisure Travel: Making It a Growth Market... Again! N.Y.: Wiley, 1991.

10. Weaver D. Sustainable tourism theory and practice. - Amsterdam: Butterworth-Heinemann, 2008. 240 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?