В статье представлен анализ неопределенностей, с которыми приходится сталкиваться компаниям, занимающимся инновационной деятельностью. Первый этап исследования заключался в сборе и анализе научных взглядов по проблеме инновационного предпринимательства и теории неопределенностей. Так, были выделены некоторые неопределенности, которые могут возникать в инновационной деятельности. В результате предложена классификационная схема, которая определяет совокупность неопределенностей инновационного предпринимательства по отношению к организационной среде, времени возникновения и условиям. Второй этап заключался в исследовании вопроса о соответствии неопределенностей тем условиям, которые выдвигаются теоретическими исследованиями, и выявлении у них иных особенностей. На основе экспертного оценивания был собран эмпирический материал, который позволил соотнести, с какими неопределенностями и в какие периоды сталкиваются компании, занимающиеся инновационной деятельностью.
инновационная деятельность, неопределенности, экспертный опрос
Введение
Теория управления неопределенностями инновационного предпринимательства как научное направление может представляться перспективным потому, что особое место в структуре отечественных экономик большинства стран отводится сектору исследований, разработок и инноваций. Рынок со всеми его «особенностями» предопределяет постоянную трансформацию отношений между агентами экономики, а потому и создает нарастание новых, ранее не имевших место проблем, которые постепенно перерастают в неопределенности.
Неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура убедительно демонстрирует необходимость развития несырьевого сектора экономики как локомотива роста и развития национальной экономики. Однако доходная часть бюджета РФ до сих пор сосредоточена на сырьевом секторе.
Существующие программы поддержки малого предпринимательства, особенно инновационного, до сих пор не имеют мультипликативного эффекта.
Лидирующие позиции по числу инновационных компаний занимают следующие регионы: Ростовская, Новосибирская, Калининградская, Свердловская, Московская, Челябинская область, Республика Татарстан и г. Москва с числом организаций не ниже 100 ед.
Среднее положение у регионов с числом предприятий от 50 до 70 у Красноярского края, Воронежской, Саратовской, Тюменской, Самарской, Тульской областей, Пермского края, Республики Башкортостан и Алтайского края.
1. Мейен СВ., Шрейдер Ю.А. Методологические аспекты теории классификации // Вопросы философии. 1976. № 12. С. 67-79.
2. Мосалев А.И. Сущности неопределенностей с позиции инновационного предпринимательства // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 18-23.
3. Мосалев А.И. Процессные инновационные проекты в развитии организации // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2011. № 4. С. 73-79.
4. Мосалев А.И. Формирование системы развития инновационной составляющей в экономике России // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2010. № 3. С. 19-44.
5. Петровский А.Б. Новые классы метрических пространств измеримых множеств и мультимножеств в кластерном анализе // Труды Института Системного Анализа РАН. 2005. Т. 12. С. 19-32.
6. Bohn R.E. Measuring and Managing Technological Knowledge // Sloan Management Review. 1994. № 36. P. 61-73.
7. Borch К The Economics of Uncertainty. Econometric Research Program. Research Memorandum № 54, 20 March 1963. N.J. 23 P.
8. Das Т.К. Bing-Sheng Teng Resource and Risk Management in the Strategic Alliance Making Process // Journal of Management. 1998. № 24 (2). PP. 21-42.
9. Harris, E& Woolley, R. 2009. Facilitating Innovation Through Cognitive Mapping of Uncertainty, International Studies of Management & Organization , 39(1). P. 70-100.
10. Hastie В., Dawes R.M. Rational Choice in an Uncertain World: The Psychology of Judgment and Decision Making. -2nd ed. Thousand Oaks: SAGE, 2001. 374 P.
11. Knight EN. Risk, Uncertainty and Profit. N.Y: Sentry Press, 1964. 381 P.
12. LaneD.A., Maxfield R.R. Ontological uncertainty an innovation//Journal of Evolutionary Economics. 2005. №15(1). PP. 3-50.
13. Weise P., Kraft M. Minsky´s View of Fragility: A Game Theoretic Interpretation // Journal of Post Keynesian Economics. 1981. Vol. 3, № 4. P. 519-527.
14. Williamson O.E. Markets, hierarchies, and the modern corporation. An unfolding perspective // Journal of Economics Behavior and Organization. 1992. №17. PP. 335-352.
15. Wittgenstein, L. Some Remarks on Logical Form // Proceedings of the Aristotelian Society. 1993. № 9. P. 162-171.