В статье исследуется роль конфликта в развитии профессиональной мотивации студентов туристского вуза. В этой связи рассмотрено применение педагогических технологий контекстного и практического обучения. Авторами сделан вывод, что названные виды обучения, являясь конфликтогенными, помогают будущим менеджерам туристской сферы познать и понять себя и профессию, сравнить свои профессиональные возможности и результаты деятельности с возможностями и достижениями других. Подчеркнуто прогрессивное и положительное влияние конфликта на развитие профессиональной мотивации студента вуза туристского профиля. Выделены ценностный, внутриличностный и межличностный виды конфликтов. Рассмотрены причины конфликтов студентов туристского вуза в процессе обучения, определены наиболее эффективные стратегии поведения студентов в конфликтных ситуациях. Показаны приемы технологической помощи педагога, осуществляющего руководство студенческой деятельностью, способствующие приобретению опыта разрешения профессиональных конфликтов, созданию для студента ситуаций успеха, содействующих профессиональному росту и, как следствие, развитию осознанной профессиональной мотивации. Предпринята попытка доказать, что конфликт, проживаемый студентом в процессе получения профессионального образования, являясь неотъемлемым атрибутом формирования личности профессионала и свидетельствуя об интенсивности ее профессионального становления, выступает важным фактором развития профессиональной мотивации будущих менеджеров туристской сферы.
профессиональная мотивация студентов, студенты туристского вуза, конфликт как фактор развития профессиональной мотивации студентов
Важным условием развития профессиональной мотивации студентов туристского вуза является образовательный процесс. Для достижения целей формирования личности профессионала в вузе необходим такой образовательный процесс, который обеспечит целенаправленное развитие профессиональных мотивов. В условиях традиционного вузовского обучения этого не происходит. Разработка соответствующих теоретических положений и адекватных педагогических технологий, способствующих освоению обучающимися профессиональной деятельности, возможна в рамках теории контекстного обучения. Названный вид обучения весьма конфликте генен, потому что представляет собой процесс обучения для студента в активном сотворчестве, сообществе с другими людьми. Студенты туристского вуза в процессе такого обучения демонстрируют конкуренцию и соперничество, что, как правило, ведет к конфликтам. Конфликты, являясь не-
1. Воробьева М.В., Питюков В.Ю. Профессиональная мотивация студентов туристского вуза: монография. Одинцово: АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2013. 180 с.
2. Корчагина Н.Г. Роль самооценки и мотивации в развитии конфликтной личности // Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 141-149.
3. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс. 2001. 192 с.
4. Кокорина А.А., Чернышев А.В. Практическая составляющая системы образования в индустрии гостеприимства / М.: ООО «Национальное обозрение», 2005. 224 с.
5. Полякова И.П. Роль ценностей в процессе мотивации: Дис....канд. философ, наук. М., 2003. 163 с.
6. Vorob´ovaM. V., Churilova I.G. and Sokolova E. Y. Forming Students" Tourist University Professional Motivation// World Applied Sciences Journal 30 (Management, Economics, Technology & Tourism): 89-90, 2014. www. idosi.org/wasj/wasj30 (mett)14/35.pdf (дата обращения: 10.09.2014).