Данная статья является продолжением исследования этих же авторов вопроса о взаимосвязи успеваемости по математике в вузе с успеваемостью по математике и другим дисциплинам в школе. Добавление статистических данных студентов 1-го курса Российского государственного университета туризма и сервиса позволило в несколько раз увеличить объем выборки и получить более надежные результаты, которые первоначально были получены только для студентов Финансово-технологической академии. Были собраны данные о 104 студентах ФТА 1-го курса 2013/2014 года обучения и 290 студентах РГУТиС 1-го курса 2012/2013 года обучения, причем из последних 180 студентов с экономического факультета (ЭФ) и 110 студентов с факультета сервиса (ФС). Для ФТА данные содержали следующие параметры: средний балл по математике в аттестате, ЕГЭ по математике, ЕГЭ по русскому языку, общий балл ЕГЭ при поступлении в вуз и успеваемость в вузе по математике. Для РГУТиС получены данные о тех же параметрах, за исключением среднего балла по математике в аттестате. Для указанных параметров были найдены точные и интервальные оценки коэффициентов корреляции, а также построены гистограммы частот и проверены гипотезы о нормальном распределении. Для статистических расчетов и построения гистограмм использовались формулы математической статистики и компьютерная программа для статистической обработки данных STATISTICA. Коэффициенты корреляции показали слабую зависимость успеваемости по математике в вузе от баллов ЕГЭ по математике. Парадоксальным результатом настоящего исследования является тот факт, что баллы ЕГЭ по русскому языку больше говорят о математических способностях учащихся, чем сам ЕГЭ по математике. Исследование интервальных частот параметров показало, что ЕГЭ по русскому языку имеет распределение частот, близкое к нормальному закону. В то время как частоты баллов ЕГЭ по математике значимо отличаются от нормального распределения. Это говорит о существенном влиянии на результаты ЕГЭ по математике факторов, не имеющих природу случайных отклонений. Показано, что поступление в вуз, а как следствие — новый жизненный этап, смена обстановки и преподавателей, дают студентам дополнительные возможности в раскрытии математических способностей.
успеваемость, математика, ЕГЭ
Качество образования является значимым фактором для любой страны, однако, как свидетельствует статистика, по этому параметру Россия теряет свои позиции. Об этом свидетельствуют, например, опубликованные недавно итоги исследования ОЭСР «Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся» (PISA) за 2012 г. [3].
PISA — тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. Был разработан в 1997 г., впервые прошел в 2000 г. В исследовании 2012 г. основное внимание уделялось математической грамотности и выявлению тенденций развития математического образования в мире за последние годы. В тесте 2012 г. принимали участие около 510 тыс. подростков в возрасте от 15 лет 3 месяцев до 16 лет 2 месяцев из 65 стран. Тест состоял из различных вопросов и заданий по математике, естествознанию и чтению.Согласно итогам исследования PISA за 2012 г. (таблица 1), лучшее среднее образование — в странах Восточной Азии: Шанхай (Китай), Сингапур, Гонконг (Китай), Тайвань, Республика Корея; в Европе в десятке лидеров — Финляндия, Польша, Швейцария, Нидерланды. Во всех трех исследованиях и по всем трем направлениям российские школьники показали результаты ниже среднего по ОЭСР уровня.
1. Агаханов Н.Х. По кому в России «золото» плачет // Учительская газета. 10.09.2013. № 37.
2. Боровиков В.П. Искусство анализа данных на компьютере. СПб.: Питер, 2003. 688 с.
3. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Официальный сайт: http://www. oecd.org/pisa/keyfindings/pisa-2012-results.htm (дата обращения: 06.02.2014).
4. Феллер В. Введение в теорию вероятностей и ее приложения. В 2-х томах. М.: Мир, 1984.