г. Москва и Московская область, Россия
Настоящая статья представляет собой очередную публикацию результатов исследования зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма. Все публикации цикла основаны на едином концептуальном представлении профессионального образования в сфере туризма как деятелъностной системы, обладающей целеполаганием и инвариантными и вариативными структурными элементами, надсистемными ограничителями, ресурсами и т. п. Сравнительный анализ зарубежных моделей подготовки кадров для туризма позволяет выявлять основные сущностные характеристики структуры и содержания моделей, влияющие на эффективность систем образования, под которой понимается максимальное достижение целей образовательной деятельности для ее субъектов. В целях анализа модели подготовки кадров для сферы туризма Норвегии были применены авторские методики анализа структуры и содержания профессионального образования в сфере туризма, разработанные в целях исследования количественных и качественных параметров образования, в качестве источников информации автором используются как вторичные (аналитические отчеты, статистические данные), так и первичные (результаты опросов и интервью представителей образования, обучающихся; непосредственно педагогическая документация) источники. К результатам исследования норвежской модели подготовки кадров для туризма следует отнести: исследования рамочных условий становления и развития системы подготовки кадров для туризма Норвегии; исследование занятости в сфере туризма Норвегии, имеющей выраженную специ- фику (сезонность, альтернативные виды туризма); исследование особенностей структуры образования и преемственности образовательных ступеней. Особый интерес представляют результаты исследования факторов, влияющих на параметры потребительской подсистемы, в частности, направленности образования на студента; валидности образовательных ступеней и модулей, направленности образования на развитие человеческих ресурсов. По результатам проведенных исследований делаются выводы о высоких показателях, характеризующих потребительскую подсистему системы профессионального образования в сфере туризма. Представляется также возможной формулировка предположения о корреляционной зависимости показателей конкурентоспособности туристского сектора (в части показателей, характеризующих человеческие ресурсы) и показателей, характеризующих потребительскую подсистемы системы подготовки кадров для сферы туризма.
модель подготовки кадров для сферы туризма, сравнительный педагогический анализ, структура образования в сфере туризма, содержание образования в сфере туризма
Охарактеризуем рамочные условия системы подготовки кадров для туризма в Норвегии. Норвегия — небольшая страна, насчитывающая около 5,1 млн жителей. Туристская сфера не является основной по получению доходов в норвежскую экономику, однако туризм в Норвегии хорошо известен во всем мире. Основные виды туристского предложения связаны с природными ресурсами: главными сезонами прибытия туристов являются: летний сезон (май — сентябрь) и зимний сезон (ноябрь — март); межсезонные периоды характеризуются существенным снижением потока.
Выраженная сезонность в туризме обуславливает характер занятости в сфере: в межсезонные периоды предприятия индустрии туризма не нуждаются в большом количестве сотрудников, таким образом, на разных квалификационных уровнях, в основном, на невысоких, в рабочих профессиях, занятость в существенной степени носит временный характер. На периоды высоких сезонов практикуется дополнительный набор работников, в том числе из-за рубежа. Предприятия туризма, ориентированные на летний сезон, расположены на западном и южном побережьях Норвегии.
Компании, ориентированные на летний и зимний сезоны, расположены в горных регионах страны. Наибольшая востребованность в кадрах ощущается в Норвегии в летний и зимний сезоны в крупных городах — «воротах прибытия» туристов: Осло, Бергене, Ставангере, Трондхайме.
1. Сахарчук Е.С. Методика анализа зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. № 3. С. 78-86.
2. Sakharchuk Е. S. Analysis of Practice Centered Aspects of Educational Programs in the Sphere of Tourism and Hospitality // World Applied Sciences Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): 305-308, 2013.
3. knoema.ru/WTTC2013/world-travel-and-tourism-council-data-2013 (дата обращения: 10.10.2014).
4. http://www.ssb.no/en/innrapportering (дата обращения: 10.10.2014).
5. http://www.hit.no (дата обращения: 10.10.2014).