Туристские легенды — важный туристско-рекреационный ресурс. В Крыму они давно и прочно используются в туристской практике, что позволяет рассматривать полуостров как образец для других регионов, где туристские легенды только вовлекаются в рекреационную отрасль. В этом ракурсе необходимы исследования самого туристского мифологического пространства Крыма для выявления возможных проблем и преград его положительного влияния на рекреационную отрасль полуострова. В статье изложена методика контент-анализа источников информации о легендах и преданиях Крыма, представлены его результаты. Контент-анализ, проведенный в статье, базируется на печатных (сборники легенд, туристские путеводители и буклеты) и интернет-ресурсах туристского назначения. По результатам анализа печатных изданий, а также запросов в поисковых системах и анализа тематических групп в социальных сетях выявлено 138 объектов легендирования, которые тематически распределены по группам «Объекты природы)) (70 объектов), «Антропогенные объекты» (31 объект ), «Другое» (15) и «Легенды, не связанные с конкретным туристским объектом» — 29. Больше всего легенд связано с геологическими и геоморфологическими объектами — всего 40 объектов. Контент-анализ позволил составить список ТОП-10 самых упоминаемых (популярных) туристских легенд. Установлено, что все они связаны с важнейшими и популярнейшими туристскими дестинациями Крыма. Однако, как и вся туристская отрасль Крыма, туристское мифологическое пространство формируется стихийно, что вызывает ряд проблем — ограниченность тематики и видов легенд, неупорядоченность фольклорных составляющих, отсутствие методов отбора и корректировки туристских легенд, географическая приуроченность абсолютного числа легенд к наиболее популярным и востребованным туристским районам, прежде всего к Южному берегу Крыма.
туристская легенда, мифологическое туристское пространство, туристская индустрия, фольклор, контент-анализ
Туристское пространство Крыма в достаточной степени мифологизировано, легенды и предания уже давно прочно закрепились в схеме туристско-рекреационных ресурсов региона. Многие известные де-стинации имеют свои довольно популярные легенды, которые подчас выступают визитной карточкой того или иного объекта. То есть, крымские туристские легенды играют аттрактивную функцию, побуждая туристов посещать конкретные туристские объекты, тогда как в регионах, где мифологическое пространство только вовлекается в рекреационно-экскурсионную сферу, туристские легенды скорее дополняют информацию об объекте.
Проблемы изучения мифологического пространства Крыма сегодня актуальны. Это связано с развитием туристской отрасли в регионе, объемом и разнообразием всего фольклора, который интегрируется в туристское пространство, неоднозначностью его трактовки и отсутствия целенаправленных исследований всего мифологического туристского пространства полуострова.
Данная тема с теоретической и практической точек зрения рассмотрена в ряде публикаций [1-8]. На сегодня создано немало сборников легенд и преданий Крыма, предназначенных для использования в туристской отрасли. Ни один путеводитель сегодня не обходится без преданий и легенд, многие тематические маршруты посвящены «фольклорной» тематике по-
1. Афанасьев О.Е., Троценко А.В. Категория «легенда» в региональном топонимическом пространстве (на примере Днепропетровской области, Украина) // Псковский регионологический журнал. 2014. №17. С. 67-77.
2. Афанасьев О.Е., Троценко А.В. Функциональное значение и место туристских легенд в формировании привлекательных свойств дестинаций // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 9. №1. 2015.
3. Джанджугазова Е.А. Туристско-рекреационное проектирование. М.: Изд. центр «Академия», 2014. 272 с.
4. Жердева A.M. О некоторых проблемах издания и изучения крымских легенд // Культура народов Причерноморья. 2005. №66. С. 182-184.
5. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 558 с.
6. Усейнова В.Э. Символика гор в крымских сказках и легендах// Культура народов Причерноморья. 1998. С. 258-260.
7. Фадеева Т.Н. Сакральная география Крыма. Симферополь. Бизнес-Информ. 2011. 224 с.
8. Холловей Дж.К., Тейлор Н. Туристический бизнес. К.: Знания, 2007. 798 с.