г. Москва и Московская область, Россия
На основе теоретического анализа, результаты которого изложены в предыдущих публикациях автора на тему международных сравнительных педагогических исследований [8, 16—26], обосновывается структура модели системы образования в сфере туризма, представляющей собой единство четырех взаимосвязанных подсистем: содержательной, функциональной, отраслевого регулирования и потребительской. Модель образования в сфере туризма основана на интегративном подходе к анализу факторов внутренней и внешней среды образования, позволяющем осуществлять поиск детерминирующих изменения в системах образования факторов, выявлять закономерности, объяснять возможности заимствования педагогических моделей процессов и явлений, разрабатывать механизмы адаптации, проектировать педагогические модели. В статье обосновывается необходимость применения научного инструментария в исследованиях и разработках моделей подготовки кадров, позволяющего учитывать структурные и процессные характеристики образования. В качестве интегрирующего свойства модели определяется концептуальный мейнстрим; для целей исследования национальных моделей подготовки кадров в сфере туризма в качестве концептуального мейнстрима принимается принцип интегриро-ванности национального профильного образования в глобальное профессионально-образовательное пространство. В целяхучета структурных и процессных характеристик систем образования предлагается понимать взаимосвязи между подсистемами системы образования (функциональной, потребительской, отраслевого регулирования и содержательной) как признаки системы, а принципы организации системы образования как социального института, обеспечивающего воспроизводство и развитие человеческого потенциала как атрибуты системы. В статье определяется предмет педагогического анализа систем образования, определяется цель и сущность системы образования в сфере туризма как устойчивой совокупности интегрированных или интегрирующихся взаимодействующих элементов — подсистем. Разработанная эвристическая модель образования в сфере туризма позволяет не только осуществлять комплексный педагогический анализ, но и осуществлять сопоставления национальных систем профессионального образования, и на основе выявления их особенностей, сфокусировать взгляд на собственных проблемах и узких местах, а также находить точки возможного роста и разрабатывать механизмы адаптации полезного зарубежного опыта.
модель образования, образование в сфере туризма, педагогический анализ, сравнительное педагогическое исследование.
Введение. Международные сравнительные педагогические исследования позволяют выявить особенности национальной педагогической системы, сфокусировать взгляд на собственных проблемах и узких местах, обнаружить точки возможного роста, развития и т.д. В предыдущих статьях по тематике международных сравнительных педагогических исследований было выявлено актуальное состояние, методологические подходы, цели и задачи сравнительных педагогических исследований; а также обоснована необходимость системного исследования образования в сфере туризма, позволяющего учесть сущностные системные факторы, внутрисистемные и межсистемные связи, как, например, связь системы образования в сфере туризма и системы национального образования, рынка труда, государства как надсистемы нормативно-правовых ограничителей. Было также сформулировано положение о необходимости разработки концептуальных эвристических моделей (рис. 1), обладающих «системной независимостью», позволяющей переносить модель с одной системы на другую с сохранением ее композиции при решении задач сравнения различных систем. В нашем случае речь идет о модели системы образо-
1. Абрамова ТТ. Т. Целостность и управление. М.: Наука, 1974.
2. Ананьева Т.Н., Кобелева О.В., СахарчукЕ.С. Международный опыт образования в сфере туризма (на примере Германии) // Сервис plus. 2010. № 4. С. 59-64.
3. Афанасьев В.Г. Общество, системность, познание и управление. М.: ИПЛ, 1981.
4. Блаумберг И. В. Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.
5. ВинерН. Кибернетика. М.: Сов. Радио, 1968.
6. ГриньА. Системные принципы организации объективной реальности // green.narod.ru (дата обращения: 20.03.2015).
7. Жилина А.И. Системный подход как методология педагогического исследования // Человек и образование. 2007. №10-11.
8. Илъкевт С. В., Сахарчук Е.С. Экономические аспекты устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации// Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8. 2014. С. 4-17.
9. Конаржевсшй Ю.А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия. Челябинск: ЧГПИ, 1980.
10. Коршунов В. В. Пролегомены к методологии верификации иррациональных систем. М., 1999. Т. 1. Актуальные исследования.
11. Кузьмина Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980.
12. Лойко О. Т., Демченко А. Р. Сравнительно-педагогические исследования систем образования России и зарубежных стран/Topical Problems of Professional Pedagogics/ 2013. №2(10).
13. МаторинСИ. Системология и объектно-ориентированный подход//НТИ. Сер. 2. 2001. № 8.
14. Основные понятия и термины системы образования. Тюмень, 2001.
15. Петров А. Е. Тензорная методология в теории систем. М.: Радиоисвязь, 1985.
16. Сахарчук Е. С. Анализ модели подготовки кадров для сферы туризма Норвегии // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8. 2014. № 4. С. 78-85.
17. Сахарчук Е.С. Социальные последствия развития туризма: Монография. М.: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2009.
18. Сахарчук Е. С. Учет глобализационных процессов как принцип сравнительного педагогического анализа моделей образования в сфере туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 9. 2015. № 1. С. 77-84.
19. Сахарчук Е.С, Виноградова М. В. Использование международного опыта в формировании системы оценки качества профессиональной подготовки и аттестации персонала сферы туризма (на примере объектов размещения): Монография. М.: Российский государственный университет туризма и сервиса. № гос. регистрации 0321301681.
20. Сахарчук Е. С, Грайн Э. Система подготовки кадров для туризма в Австрии // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 4 (27). С. 78-85.
21. Харитонова Т. В., Илькевич С. В., Сахарчук Е. С. Современные подходы к оптимизации учебных планов основных образовательных программ академического бакалавриата в области туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8. 2014. № 4. С. 31-36.
22. Fedulin A. A., Sakharchuk E. S., Ilkevich S. V. Moscow regional education cluster in tourism and services: a new sustainable development paradigm. World Applied Sciences Journal. 2014. T. 30. N 30. C. 80-81.
23. Sakharchuk E. S., Ermakov A. S., KorneevA.A. Development of a mathematical model for optimization of transport routes for autotourists. World Applied Sciences Journal. 2013. T. 27. C. 474-477.
24. Sakharchuk E. S., Khanbabaeva Z. M., Daitov V. V. Analysis of practice centered aspects of educational programs in the shere of tourism and hospitality. World Applied Sciences Journal. 2013. T. 27. № 13. C. 305-308.
25. Sakharchuk E. S., Kharitonova T. V., Krivosheeva T. M., Ilkevich S. V. The study of the present state and prospects of cultural tourism in the Russian Federation (exemplifying Moscow Region). World Applied Sciences Journal. 2013. T. 27. N 13. C. 309-314.
26. Sakharchuk Elena, Ilkevich Sergey The competency profile of cultural tourism employees in Russia. The values of tourism// The 23rd Nordic Symposium On Tourism and hospitality research. Copenhagen business school, 2014. P. 64-65.