г. Москва и Московская область, Россия
г. Москва и Московская область, Россия
В настоящей статье рассматривается комплекс вопросов, связанный с обеспечением социально-партнерского взаимодействия в сфере профильного туристского образования. В частности, на основе анализа образовательных программ разного уровня, а также мнения экспертов и специалистов в области туризма делается вывод о недостаточном уровне развития социального партнерства, что находит отражение в имеющихся в профильном туристском образовании проблемах: недостаточной практической направленности обучения, неполном соответствии компетентностных характеристик выпускников образовательных учреждений туристского профиля потребностям рынка труда, несоответствии количественных показателей потребностей рынка труда выпускников образовательных учреждений в части уровня образования. В результате проведенного исследования была также выявлена проблема неполной образовательной преемственности по некоторым направлениям туристского образования, что определенно негативно отражается на возможностях социальной и академической мобильности обучающихся. В результате выявленных проблем было разработано содержание различных направлений деятельности в рамках социального партнерства, которое рассматривается как одно из наиболее перспективных направлений решения имеющихся проблем профильного образования. Предлагаемая трактовка направлений деятельности в рамках социального партнерства в профильном туристском образовании будет способствовать повышению уровня удовлетворённости работодателей результатами образовательной деятельности профильных учреждений; сбалансированному профессионально-квалификационному пополнению кадров туристской индустрии, а также достижению лучших показателей качества подготовки кадров, а также конкурентоспособности российского образования в области туризма.
подготовка кадров для туризма, образование, образовательная программа, компетенции, профиль подготовки, представители работодателей, сфера туризма, социально-партнёрское взаимодействие
Современные условия социально-экономического развития Российской Федерации: курс на достижение к 2020 г. лидерства российской экономики, создание и модернизация в среднесрочной перспективе 25 млн высокопроизводительных рабочих мест – характеризуются острой потребностью в высокопрофессиональных кадрах, конкурентоспособных на рынке труда. Перед системой образования стоят актуальные задачи достижения качества услуг в сфере образования, удовлетворения требований работодателей и рынка труда в компетентных кадрах.
1. Ананьева Т. Н., Илюхина Г. И. Взаимодействие институциональных структур, заинтересованных в подготовке компетентных кадров для сферы сервиса и туризма // Сервис в России и за рубежом. Электронное периодическое издание. 2010. Вып. 16. http://old.rguts.ru/electronic_journal/number16/contents (дата обращения: 10.05.2015)..
2. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего образования: Методическое пособие. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2008.
3. Илюхина Г. И. Подготовка кадров для сферы услуг // Сервис plus. Научный журнал. 2010. № 3. С. 117-124.
4. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.
5. Федулин А. А., Ананьева Т. Н., Илюхина Г. И. и др. Научно-методическое обеспечение высшего профессионального туристского образования (коллективная монография). М.: ФГОУВПО «РГУТиС», 2009. 146 с.
6. Шадриков В. Д. Принципы построения программ высшего профессионального образования // Проблемы качества образования. Материалы XIX Всероссийской научно-методической конференции 21 мая - 28 мая 2009 г., Уфа - Москва, 2009. 286 с.