Статья посвящена рассмотрению необходимости создания и опыта развития туристско-ин-формационных центров (ТИЦ) в России как одного из важнейших сегментов индустрии гостеприимства. На примере ТИЦ «Подмосковье. ДМИТРОВ» рассматриваются возникающие проблемы в процессе создания и функционирования ТИЦ России в современных условиях. В работе приведены основные функции и возможности ТИЦ, спектр оказываемых услуг, примеры обращений граждан, основные трудности, возникающие в процессе работы. Кроме того, в данной статье ТИЦ рассматривается не только как организация, предоставляющая информацию жителям и гостям города, но и отражена их роль в качестве связующего звена между бизнесом и муниципальными органами власти в районе, способствующая более эффективному их взаимодействию и формированию конкурентоспособного туристского продукта в регионе. Большое внимание авторами статьи уделено проблеме отсутствия нормативных правовых актов, определяющих и регламентирующих деятельность ТИЦ, их полномочия, что в значительной мере затрудняет процесс работы и дальнейшего развития подобных центров. Для решения данных вопросов требуется объединение работы всех государственных и муниципальных структур, отвечающих за развитие туризма в Российской Федерации. В статье приведен краткий анализ создания и функционирования ТИЦ «Подмосковье. ДМИТРОВ», опыт его работы и проблемы, с которыми пришлось столкнуться. Также представлены предложения по регламенту деятельности ТИЦ, определению их прав, обязанностей и взаимодействию друг с другом и иными организациями.
туристско-информационный центр, функции ТИЦ, нормативные правовые акты в туризме, услуги в туризме, г. Дмитров.
Сегодня практически невозможно представить себе популярный европейский или американский туристический объект или город без многочисленных ТИЦ. Можно сказать, что наличие таких центров - норма для территории, претендующей на статус привлекательной для туристов [2, 3]. А количество и уровень оснащения ТИЦ- правила хорошего тона и элемент престижа для города или курорта. Среди туристов широко известно о креативности и артистичности работников ТИЦ в Париже, о том, что в Барселоне «инфобудки на каждом шагу» и путеводители и сувениры в них гораздо дешевле, что в США лучший способ найти ночлег- это обратиться в ближайший ТИЦ, а в Англии в ТИЦ можно купить билет в театр, кино или цирк [6]. В каждой стране деятельность ТИЦ отличается своими особенностями, различны их юридическая организация, предоставляемые услуги, механизмы финансирования [1]. Но в какой бы форме ни существовал ТИЦ, основное направление его деятельность едино во всем мире - помощь туристам. В конце 2013 г. была разработана и принята программа развития туризма в г. Дмитров 2014-18 гг.1
1. Акимова О. С. Логистический менеджмент в деятельности туристского информационного центра // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2007. Т. 4. № 1(28). С. 161-166.
2. Афанасьев О. Е. Туристско-информационный центр как ведущий способ формирования и продвижения имиджа города // Тезисы докладов Международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых. Днепропетровск: ДНУ, 2013. С. 104-106.
3. Жданчиков П. А. Развитие системы туристских информационных центров в российских регионах // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 25 (400). С. 13-26.
4. Петрачкова 3. 3. Предоставление аутсорсинговых услуг российскими туристско-информацион-ными центрами туристским организациям на основе взаимовыгодного партнерства // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 8(46). С. 153-158.
5. Чернякина А. О. Роль туристско-информационных центров в комплексном подходе к формированию бренда туристско-рекреационного кластера // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 312 (140). С. 49-51.
6. Шарафутдинова Е. В. Проблемы и перспективы создания туристско-информационных центров в России // Вестник Национальной академии туризма. 2009. № 3. С. 59-62.