В статье раскрываются современные направления использования элементов кадрового планирования в развитии предприятий туризма и сервиса. Рассматриваются особенности туристского и сервисного бизнеса, определяются основные направления и возможности использования корпоративного и кадрового планирования в указанных сферах малого и среднего бизнеса. Особое внимание уделяется роли маркетинговых исследований и разработке перспективных направлений развития предприятий туризма и сервиса, а также использованию элементов кадрового планирования в реализации поставленных задач. Рассматриваются основные этапы и методы планирования персонала на предприятиях туризма и сервиса в профессионально-квалификационном разрезе. Материалы статьи могут использоваться учеными, специалистами и преподавателями при изучении проблем кадрового планирования в туристском и сервисном бизнесе.
корпоративное и кадровое планирование, прогнозирование потребительского спроса населения, мультикультурные фирмы, гостиничные бренды, профессионально-квалифицированная структура персонала
В современных условиях значительно возрастает актуальность использования элементов кадрового планирования в развитии предприятий и организаций туризма и сервиса. Во многом это направление научно-поисковой и прикладной деятельности соответствующих профильных экспертов и специалистов обусловлено возрастающей конкуренцией в сфере туризма и сервиса, необходимостью более тщательно и взвешенно оценивать перспективные возможности развития с учетом прогнозирования потребительских запросов населения, уровня его доходов, повышения качества и рациональности управленческих решений в туристских организациях. Проблема поиска методов построения эффективной системы управления не может обойти стороной вопросы кадрового менеджмента, в том числе основанного на использовании рациональных приемов и форм применения кадрового планирования и прогнозирования [2, с. 16].
Учитывая многогранность туристской и сервисной деятельности, постоянно возникающие риски в условиях возрастающей конкуренции на рынке туристских и сервисных услуг, на первый план выходят вопросы своевременного осмысления возможных угроз и грядущих опасностей, распознавания и реализации новых направлений развития предприятия или организации. Обнаружение и использование таких возможностей — главная задача планирования, в том числе в сфере кадрового менеджмента.
Особую актуальность корпоративное планирование, в том числе кадровое, приобретает в сфере туризма и сервиса, где необходимо комплексно и эффективно увязать постоянно развивающиеся запросы потребителей с перспективными возможностями фирм и корпораций [3, с. 214].
Учитывая специфику предприятий туризма и сервиса, кадровое планирование тесно связано с проводимой на этих предприятиях маркетинговой деятельностью, которая фактически и определяет стратегические направления развития туристской и сервисной деятельности.
1. Александрова А.Ю. Международный туризм М.: Аспект-Пресс, 2008.
2. Арифуллин М.В., Морозова Л. С. Пути повышения эффективности гостиничных услуг: Монография. М.: изд-во МАТГР, 2010.
3. Виноградова М.В., Панина З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса. М.: Дашков и К, 2006.
4. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе М.: Кнорус, 2006.
5. Нетребин Ю.Ю. Современное состояние систем управления загородными коллективными средствами размещения туристов Московской области//«Сервис plus». 2011. № 1. С. 71-76.
6. Пугачев В.П. Планирование персонала организации. М.: Изд-во МГУ, 2011.
7. Тютрина М.А. Формирование стратегии развития предприятия на основе использования резервов внешней среды. Дис.... канд. экон. наук. СПб., 2002.
8. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: Цифра-М., 2012.
9. Экономика и организация туризма: международный туризм / Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, ЕА. Драчевой. М.: Кнорус, 2010.