г. Москва и Московская область, Россия
Статья написана по результатам исследования десяти национальных моделей подготовки кадров для сферы туризма. Автором был проанализирован опыт профессионального образования в Австрии, Ав- стралии, Великобритании, Германии, Канаде, Норвегии, России, Финляндии, Франции и Швейцарии; результаты анализа отдельных национальных моделей были опубликованы ранее [2]. Целью работы является обобщение ведущих мировых тенденций образования в области туризма; определение наи- более типичных для актуальной ситуации в профильном зарубежном образовании параметров функ- ционирования педагогических систем позволяет более ясно представить соотношение глобального и национального в российской модели подготовки кадров для сферы туризма, а также обосновать ор- ганизационно-педагогические условия функционирования более эффективной, инновационной модели отраслевого образования в сфере туризма. Под тенденциями развития образования в сфере туриз- ма понимаются выявленные в результате сравнительного международного исследования устойчивые системные соотношения и признаки, характерные для всех изученных моделей подготовки кадров для туризма. Выявление тенденций, характерных для положительного мирового опыта подготовки профильных кадров обосновывает предлагаемую в исследовании модель инвариант структуры и со- держания системы подготовки кадров для сферы туризма. В статье делаются следующие выводы: 1) инвариантные организационно-педагогические условия развития структуры и содержания облада- ют национальными особенностями, выражающимися в своеобразии управленческих и педагогических технологий, организации и формах функционирования; 2) актуальная ситуация в целом характери- зуется сочетанием в каждой отдельной национальной модели подготовки кадров для сферы туризма тенденциозных и специфических черт, что дает основание сделать резюмирующее предположение о конструктивном значении адаптации отдельных обнаруживших тенденциозность механизмов фор- мирования эффективных моделей в российской модели профильного туристского образования.
международный сравнительный педагогический анализ, профессиональное образова- ние в сфере туризма, системная организация профильного образования в сфере туризма
Актуальность исследований, направленных на выявление ведущих мировых тенденций в области туристского образования, обосновывается проблемами становления практикоориентированной, эффективной и интегрированной в мировом образовательном пространстве российской системы подготовки кадров для сферы туризма [1, 2, 4, 5]. Сопоставительный анализ моделей подготовки кадров для туризма Австралии, Австрии, Великобритании, Германии, Канады, Норвегии, Финляндии, Франции, Швейцарии и России, обобщающие результаты которого описываются в данной статье, был сконцентрирован на выявлении:
1. Илькевич С.В., Сахарчук Е.С. Экономические аспекты устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации//Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. Т. 8. № 2. С. 4-17.
2. Сахарчук Е.С. Анализ зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма: Монография. М.: Кнорус, 2015. 183 с.
3. Сахарчук Е.С. Методика анализа зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма //Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8. 2014. № 3. С. 78-86.
4. Fedulin, A.A., Sakharchuk, E.S., Ilkevich, S.V. Moscow regional education cluster in tourism and services: A new sustainable development paradigm//World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 30. № 30. С. 80-81.
5. Sakharchuk E.S., Khanbabaeva Z.M., Daitov V.V. Analysis of practice centered aspects of educational programs in the sphere of tourism and hospitality//World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. № 13. С. 305-308.
6. URL: http://unesco.guap.ru/unesco/main/mipo. (дата обращения: 01.09.2015).
7. URL: http: //www.unesco.org/education/uil. (дата обращения: 01.09.2015).
8. URL: http: themis.unwto.org/content/unwtotedqual www.unevoc.unesco.org. (дата обращения: 01.09.2015).
9. URL: http://www.cambridgeassessment.org.uk/ (дата обращения: 01.09.2015).