Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В современных условиях развития туристской и гостиничной отрасли и тенденциями импор- тозамещения возникает потребность подготовки руководителей гостиничных комплексов. По- ставленные условия должны быть учтены при подготовке бакалавров и магистров по направле- нию «Гостиничное дело». В связи с этим проведено исследование и разработана модель процесса подготовки конкурентоспособного выпускника, в результате которого были выявлены основные направления оптимизации этого процесса: необходимость взаимодействия с государственными структурами и бизнес-сообществом, необходимость включения в основную образовательную про- грамму подготовки бакалавров и магистров для гостиничной отрасли требования работодателей, отраслевые и внутрикорпоративные стандарты. В статье проведен анализ новых профессиональ- ных стандартов и трудовых функций руководителей гостиниц и руководителей департамен- тов и отделов гостиниц, который показал, что основные общекультурные и профессиональные компетенции должны быть сформированы по основным направлениям деятельности: управление ресурсами департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса; взаимодействие с потре- бителями и заинтересованными сторонами; контроль и оценка эффективности деятельности департаментов (служб, отделов) гостиничного комплекса. Важная роль в подготовке бакалавров отводится формированию компетенций по межличностному и деловому общению, готовностью соблюдать требования стандартов внешнего вида, стандартов гостеприимства и доброжела- тельности; способности к клиентоориентированности. В результате анализа была предложена модульная структура ООП подготовки бакалавров «Гостиничное дело», перечень дополнительных общекультурных и профессиональных компетенций, которые необходимо формировать у конку- рентоспособного выпускника, востребованного на рынке. Определены основные направления под- готовки магистров, учитывающие необходимость формирования профессиональных компетенций топ-менежджеров, способных не только управлять гостиницей, но и гостиничной сетью.
бакалавр и магистр гостиничного дела, проектирование гостиничной деятельности, взаимодействие с гостиничными предприятиями, структура основной образовательной программы «Гостиничное дело»
1. Гаранина Е.Н. Концепция строится на идее http://www.accordmg.ru/publikatsii/kontseptsiya-stroitsya-na-idee.html/(дата обращения: 03.08.2015).
2. Зайцева Н.А. Управление человеческими ресурсами в организации индустрии туризма и гостеприимства // Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг». М., 2012.
3. Иванов В.В., Хан О.К. Управление недвижимостью. М.: ИНФРА - М, 2009. 446 с. (Национальные проекты).
4. Лизунова Е.А. Организационный механизм управления гостиницами на стадии запуска. Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, 2009.
5. Повышение качества предоставления услуг в гостиничном хозяйстве города Москвы через взаимодействие гостиничного бизнес-сообщества и системы подготовки кадров в сфере индустрии гостеприимства. Информационно-методическое пособие. М., 2012.
6. Полевая М.В. Модернизация системы подготовки кадров для индустрии туризма. Дис. … д-ра экон. наук:08.00.05. М.: РГБ, 2011.
7. Сахарчук Е.С., Харитонова Т.В. Илькевич С.В., Штремберг П. Современные подходы к оптимизации основных образовательных программ академического бакалавриата в области туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8. 2014. № 4. URL: http://www.naukaru.ru/journal/article/view/6478/ (дата обращения: 23.09.2015).
8. Серия специальных информационных и нормативно-методических приложений к отраслевому городскому информационному и методическому ежемесячному журналу гостиничного дела «Пять звезд» «Рекомендации при начале запуска гостиницы: кадровые и организационные процессы». М., 2010.