Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой стратегических проектных решений в сфере сельского туризма на основе эффективных бизнес-моделей. Разработка бизнес-моделей инвестиционных проектов в сфере сельского туризма является неотъемлемой частью процесса инвестиционного проектирования туристских территорий и разработки инвестиционных предложений. Структуру инвестиционных предложений на макроуровне составляют инвестиционная декларация сельского поселения, инвестиционный паспорт сельского поселения, включающий реестр инвестиционных площадок и проектов, проекты соглашений с потенциальными инвесторами. Микроуровень инвестиционных предложений представлен бизнес-планом, технико-экономическим обоснованием или инвестиционным паспортом проекта. Содержание этих документов определяется бизнес-моделью, которая служит для описания основных принципов разработки, развития и успешной реализации проекта. В статье дается характеристика ключевых элементов бизнес-модели, рассматривается пошаговый алгоритм её разработки, устанавливается взаимосвязь между содержанием её ключевых элементов и стратегическими проектными решениями по развитию туристской территории сельского поселения. Авторами анализируются основные типы бизнес-моделей, получившие наибольшее распространение в РФ: «Кооперация», «Специализация», «Диверсификация», а также рассматриваются ключевые риски, связанные с реализацией и продвижением туристских продуктов. Бизнес-модель является эффективным инструментом не только для формирования уникальных ценностных предложений и определения принципов построения и развития успешного проекта, но и для разработки инвестиционных решений микроуровня, соответствующих содержанию инвестиционной политики и стратегии социально-экономического развития сельского поселения в целом. В рамках разработки инвестиционных предложений, являющихся главным результатом инвестиционного проектирования территорий, необходимо найти оптимальное соотношение (взаимосвязь) между стратегическими проектными решениями макроуровня и ключевыми элементами бизнес-модели конкретного инвестиционного проекта.
сельский туризм, бизнес-модель, инвестиционные предложения, инвестиционное проектирование туристских территорий
1. Александр Остервальдер, Ив Пинье Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 288 с.
2. Дебелак Д. Бизнес-модели: принципы создания процветающей организации. - М.: издательский дом «Гребенников», 2009. - 256 с. 3. Заричная А.А. Европейский опыт развития сельского туризма // Экономика Крыма. - 2011. №4 (37). - С. 265-269.
3.
4. Минаев В.А. Сетецентрическая модель управления дестинациями как новая парадигма развития индустрии туризма // Вестник РМАТ. - 2013. - № 3 (9). - С. 52-62.
5. Минаев В.А., Сеселкин А.И. Сетецентрическое управление как инновационная модель распространения знаний для устойчивого развития туризма // Теория и методика профессионального образования. Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ им. В.П. Горячкина». - 2014. - Вып. 1(61). - С. 97-99.
6. Нефедкина С.А., Балабанова А.О. Особенности развития сельского туризма в России // Сельское, лесное и водное хозяйство. - 2014. - № 1. [Электронный ресурс]: URL: http://agro.snauka.ru/2014/01/1283 (дата обращения: 05.10.2014).
7. Рассохина Т.В. Менеджмент туристских дестинаций. - М.: Советский спорт,
8. Рассохина Т.В., Сеселкин А.И. Проблемы оценки системы развития туризма в туристской дестинации // Вестник университета (ГУУ). - 2013. - №1.
9.
10. - 360 с.