г. Москва и Московская область, Россия
Республика Дагестан, Россия
Республика Дагестан, Россия
Модернизация профессионального образования в РФ обусловлена потребностями интенсификации инновационного экономического развития страны и необходимостью позитивных изменений в социокультурном пространстве российского общества. Согласно программным документам стратегия модернизации образования нацелена на изменения в его содержании, ресурсном обеспечении и в концептуальных установках на индивидуализацию образования, развитие и повышение уровня конкурентоспособности выпускников. Профессиональное туристское образование, под которым в данной статье понимается институциональная и структурно-содержательная целостность образовательной среды в сфере туризма, целью функционирования которой является профессиональная подготовка специалистов для российского туризма как развитая интегрированная система, представляет собой наиболее адекватный формат решения задач модернизации, так как обладает: единством отраслевой компетентностной основы профессионализации, возможностями реализации оптимальных траекторий непрерывного отраслевого профессионального развития обучающихся, интегрирующими факторами социально-экономического и социокультурного характера, прежде всего фактором интеграции в отраслевой профессиональной среде. Целостная среда предполагает концептуальное единство в представлении о компетентностных моделях выпускников и, в частности о знаниевой компоненте модели. Целью исследования, по результатам которого была на-писана данная статья, было выявление на примере конкретной профессии в туризме, к которой согласно целям основных образовательных программ высшего образования, готовят разные вузы, идентичности их представлений о знаниевой компоненте подготовки, а также о соответствии представлений вузов представлениям профессиональной общественности, подготовившей Проект профессионального стандарта специалиста по туризму. Объектом исследования является модель выпускника вузов в сфере профессионального туристского образования, предметом – знаниевая компонента модели и её соответствие представлениям о необходимых знаниях профессиональной общественности в туризме. В целях исследования были отобраны 15 основных образовательных программ высшего образования различных вузов, готовящих «менеджеров туризма». Образовательные программы относятся к разным направлениям подготовки («Туризм», «Менеджмент», «Сервис», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «Социально-культурный сервис и туризм»); для их анализа были выделены три параметра: «результаты образования», «требования к абитуриентам», «состав знаниевой компоненты». Результаты анализа были сопоставлены с результатами качественного анализа знаниевой компоненты профессионального стандарта. Как итог проведённого сопоставительного анализа была выявлена полиархичность знаниевой компоненты программ, которая интерпретируется авторами статьи как проблема формирования целостной системы профессионального туристского образования и препятствие к его модернизации. В качестве путей разрешения проблемы предлагается обеспечение открытости и гласности диалога в межвузовском обсуждении компетентностных моделей выпускников профильных направлений подготовки и при разработке примерных основных образовательных программ, а также экспериментальное внедрение результатов разработки и постоянный мониторинг процессов профессиональной социализации выпускников.
модернизация профессионального туристского образования, полиархичность знаниевой компоненты, целостная образовательная среда в сфере туризма
1. Абдулатипова Э.А. Подготовка будущего менеджера по туризму в Республике Дагестан / Э.А. Абдулатипова, А.Х.Чупанов, Д.М. Маллаев // Известия ДГПУ: Психолого-педагогические науки. 2015. № 3. C. 25-29.
2. Абдуразакова Д.М. Универсально-цивилизационное и специфично-культурное в правосознании личности / Д.М. Абдуразакова, М.Г. Мустафаева, Ф.М. Мустафаев. // Известия ДГПУ: Психолого-педагогические науки. 2016. № 2 (87). С. 61-65.
3. Алиева Б.Ш., Рабаданов М.Х. Педагогические условия реализации социального партнерства в социокультурном образовательно-воспитательном пространстве вуза // Вестник Университета ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления (ГУУ)». 2015. № 8. С. 256-262.
4. Алижанова Х.А., Гаджимурадова Р.Т. Методологические основы, стратегия, цели и основные задачи профильного обучения. 2016. Вып. 1. Том 22. С. 14-16.
5. Асмолов А.Г. Вызовы современности и перспективы профессионального роста в мире образования // Образовательная панорама. 2016. № 1 (5). С. 6-8.
6. Балыхин Г.А., Радько С.Г., Балыхин М.Г. Развитие трудового потенциала на основе компетентностного подхода // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2015. № 5 (358). С. 12-18.
7. Везиров Т.Г., Захарова О.А. Виртуальная информационно-образовательная среда как инструментальное средство поддержки профессионального обучения в системе интеграции вузов // Известия ДГПУ. 2013. № 3 (24). С. 39-45.
8. Гаджиев Г.М., Рамазанов С.А., Маитханова К.Д. Трудоустройство выпускников как показатель эффективности образовательно среды // Известия ДГПУ: Психолого-педагогические науки. 2015. № 1. С. 57.
9. Гаязова Э.Б., Зинурова З.Б. Вариативность национальных моделей двухуровневой подготовки: сравнительный анализ // Вестник Казанского технологического университета. 2011. Т. 386. № 22. С. 386.
10. Лагусев Ю.М. Воспитательный процесс в туристском профессиональном образовании: монография. М.: Сов. спорт, 2000. С. 73.
11. Лагусева Н.Н. О формировании инновационной системы оценки качества образовательной деятельности и её результатов // Вестник РМАТ. 2016. Т. 1. № 1. С. 49-52.
12. Лойко О.Т., Демченко А.Р. Сравнительно-педагогические исследования систем образования России и зарубежных стран // Topical Problems of Professional Pedagogics. 2013. № 2 (10). C. 59.
13. Новиков А.М. Проблемы гуманизации профессионального образования // Педагогика. № 9. 2000. С. 3-10.
14. Сахарчук Е.С. Методика анализа зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8. 2014. № 3. С. 78-85.
15. Сахарчук Е.С., Федулин А.А. Образовательный кластер по туризму и сервису Московской области // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8. 2014. № 2. С. 49-55.
16. Сахарчук Е.С. Современные подходы к оптимизации учебных планов основных образовательных программ академического бакалавриата в области туризма /Е.С. Сахарчук, Т.В. Харитонова, С.В. Илькевич, П. Штремберг // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. № 4 (8). С. 31-36.
17. Сахарчук Е.С. Структура модели образования в сфере туризма: теоретическое обоснование // Вестник Ассоциации вузов туризма. Т. 9. 2015. № 2 (10). С. 34-43.
18. Третьякова Т.Н., Казанцева А.Н. Праксеологический подход к туристскому образованию // В сб.: Современные проблемы науки туриндустрии. Челябинск, 2016. С. 186-190.
19. Чупанов А.Х. Использование тренинговых технологий в подготовке будущего менеджера туризма / Э.А. Абдулатипова, А.Х. Чупанов А.Х., Д.М. Маллаев // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2016. № 1 (34). С. 22-27.
20. Чупанов А.Х., Матафонова Т.А. Модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля в условиях информационной образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 113-115.
21. Ярычев Н.У., Ильясов Д.Ф. Концепция самообучающейся организации в отражении тенденции развития современной школы // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 4. С. 247-255.
22. Sakharchuk E., Khanbabaeva Z., Daitov V. Analysis of Practice Centered Aspects of Educational Pro-grams in the Sphere of Tourism and Hospitality // World Applied Sciences Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): 305-308, 2013. DOI:https://doi.org/10.5829/idosi.wasj.2013.27.elelc.52.
23. Sakharchuk E., Yudin M., Ilkevich S. The State Information Policy as a Condition for the Formation of Social Competences of the Students (Case-Study: Higher Schools of Tourism). WORLD APPLIED SCIENCES JOURNAL Issue 30(Management, Economics, Technology & Tourism), 14.