В статье выделены фоновые и процессные условия развития туризма в Ярославской области. Определены прогрессивные и стагнационные тенденции в исследуемой сфере на базе статистических данных и результатов обобщения вторичной информации. Это дало представление об организационно-качественных параметрах регионального рынка туризма. Для оптимизации процесса формирования перспективных, конкурентоспособных туристских продуктов Ярославской области были выделены исследовательские направления, которые позволят: выявить целевые группы потребителей в соответствии с географией прибытий туристов; уточнить видовую специализацию в целях модернизации традиционных туристских продуктов Ярославской области и определения перспектив по диверсификации предложения на основе имеющихся туристских ресурсов; выстроить иерархию приоритетных видов туризма с учетом тенденций развития глобального туризма, тенденций развития внутреннего туризма в целом по России в целях построения перспективы по выходу на рынок с принципиально новыми для Ярославской области туристскими продуктами и управления инфраструктурными изменениями в среднесрочном периоде. Мониторинг организационно-качественных параметров предложен как основа совершенствования процесса стратегического и тактического управления совокупностью региональных турпродуктов для обеспечения их конкурентоспособности на отечественном и международном рынках.
региональный рынок туризма, организационно-качественные параметры, традиционный туристский продукт, диверсификация предложения регионального рынка туризма.
1. Вапнярская, О.И., Ульянченко, Л.А. Тенденции развития глобального туризма: влияние на маркетинг // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - Т. 8, № 3(50). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronicjournal/number50/contents (дата обращения: 15.11.2014).
2. Выездной турпоток из России в 8 раз превышает въездной. [Электронный ресурс]: URL: http://www. atoms, ru/articles/all/article/2434. html (дата обращения: 18.11.2014).
3. Есть ли в России перспективы для развития студенческого и молодежного туризма. [Электронный ресурс]: URL: http://www.interfax.ru/tourism/tourisminf.asp?sec=1465&id=13837 (дата обращения: 18.11.2014).
4. Здоров, А.Б. Комплексное развитие туризма в сельской местности // Экономический портал. [Электронный ресурс]: URL: http://institutiones.com/general/1420-razvitie-turizma.html (дата обращения: 18.11.2014).
5. Образовательный туризм в России и в мире: данные туристического агентства STAR Travel. [Электронный ресурс]: URL: http://eduabroad.ru/journal/startravel/l (дата обращения: 18.11.2014).
6. Промышленный туризм: история и современность. [Электронный ресурс]: URL: Ьйр:/Лопко8Й.ш/Промышленный_туризм:_история_и_современность (дата обращения: 18.11.2014).
7. Россия готова развивать промышленный туризм. [Электронный ресурс]: URL: http://www.travel.ru/news/2009/12/09/175849.html (дата обращения: 18.11.2014).
8. Цапук, Д.А. Концепция городского туризма - стратегическое направление развития туризма для г. Ярославля // Проблемы развития туризма в Центральной России: культурный потенциал как фактор устойчивого развития: материалы международной конференции. -Ярославль: ЯрГУ, 2013. - С. 17-19.
9. Ярославская область в цифрах. 2007-2012 гг. -Ярославль: Ярославльстат, 2013.
10. Business Travel & Tourism Spending. WTTC. [Электронный ресурс]: URL: http://www.wttc.org/research/economic-data-search-tool/ (дата обращения: 18.11.2014).
11. UNWTO Tourism Highlights 2013 Edition. [Электронный ресурс]: URL: http://mkt.unwto.org/en/publication/unwto-tourism-highlights-2013-edition (дата обращения: 18.11.2014).
12. URL: http://www.russiatourism.ru/regions/?fedok=109&freg=223 (дата обращения: 18.11.2014).
13. URL: http://narod.yarregion.ru/service/strategy2025/strategicheskie-napravleniya/stategiya-razvitiya-turizma/ (дата обращения: 18.11.2014).
14. URL: http://www.russiatourism.rU/content/8/section/81/detail/4124/ (дата обращения: 18.11.2014).