Концепция постиндустриального общества как общества, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг, в последнее время приобрела еще большую актуальность. Так, специалисты Всемирного банка, авторы доклада «Промышленность будущего: новая эра глобального роста и инноваций», утверждают, что если страна достигла среднего уровня благосостояния, то доля сферы услуг в ВВП данной страны начинает превышать показатели промышленности и сельского хозяйства. В настоящее время постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВВП. Под этот критерий подпадают, в первую очередь, США (на сферу услуг приходится 79,4% ВВП США), страны Евросоюза (сфера услуг – 69,4% ВВП стран Евросоюза) и все развитые страны. Сравнительный анализ состояния сферы услуг в России свидетельствует, что без радикального повышения эффективности этого сектора переход нашей страны в постиндустриальную стадию развития невозможен. Постиндустриальная структура экономики предполагает, что в общей структуре ВВП более 50% приходится на сферу услуг. Быстрое развитие сферы услуг и повышение ее доли в валовом национальном продукте является характерной чертой перехода страны в постиндустриальную стадию развития. Только сравнительно недавно пришло понимание того, какую важную роль могут играть услуги в процессе вовлечения страны в глобальную экономику и международное разделение труда. В целом состояние российской сферы услуг свидетельствует, что без радикального повышения эффективности этого сектора экономики говорить о переходе России в постиндустриальную стадию развития преждевременно. Сравнительный анализ зависимости уровня благосостояния стран мира от доли сферы услуг в их ВВП, позволил выявить ряд интересных фактов, которые дали возможность автору статьи дополнить, уточнить и переформулировать вывод международных экспертов следующим образом: сфера услуг в ВВП данной страны начинает превышать показатели промышленности и сельского хозяйства, если страна вступила на путь развития основной характеристики постиндустриального общества – развития сферы услуг. Уровень благосостояния страны в данном случае не имеет значения. Более того, в настоящее время количество стран, на сферу услуг которых приходится значительно более половины ВВП, стремительно растет.
постиндустриальное общество, сфера услуг, услуги
1. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. - Нью-Йорк, 1974.
2. Бокарева, Е.В. Мониторинг экономики России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2006. - № 3-2 (43). - С. 126-128.
3. Докукина, Е.В., Мухоморова, И.В. К вопросу о реализации региональной кластерной политики // Вопросы региональной экономики. - 2014. - Т. 19, № 2. -С. 51-55.
4. Егорова, Е.Н. Фискальный мониторинг как информационная база налогового регулирования // Сервис plus. - 2011. - № 1. - С. 87-93.
5. Егорова, Е.Н. Региональная сфера услуг: экономика: монография. - М.: Форум, 2010.
6. Егорова, С.К. Информационное обеспечение управления в сфере бытового обслуживания: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05 - М., 2000.
7. Исследование McKinsey: Промышленность будущего: новая эра глобального роста и инноваций. // Центр гуманитарных технологий. - 2012.11.26. [Электронный ресурс]: URL: http://gtmarket.ru/news/2012/11/26/5188 (дата обращения: 12.12.2014).
8. Погосов, И.А., Соколовская, Е.А. Соотношение производства товаров и услуг как одно из равновесий современного национального производства - М.: Институт экономики РАН, 2013.
9. Корнилов, А. Десинхронизация российской экономики в 1990-2013 и упущенный шанс. [Электронный ресурс]: URL: http://www.csef.ru/index.php/ru/oborona-i-bezopasnost/project/466-the-economic-security-of-the-state/1-stati/5755-desinkhronizatsiya-rossijskoj-ekonomiki-v-1990-2013-i-upushchennyj-shans (дата обращения 10.12.2014).
10. Шлейфер, А., Трейзман, Д. Россия нормальная страна // Россия в глобальной политике. - 2004. - № 2. - С. 30-52.
11. Черникова, Л.И., Белохвостова, Н.В. Ресурсный потенциал сферы услуг и его гендерные аспекты // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2014. - № 4. - С. 36-47.
12. База данных Всемирного банка. [Электронный ресурс]: URL: http://www.worldbank.org/eca/russian/data/ (дата обращения: 28.12.2014).