Статья посвящена изучению особенностей развития туристской индустрии в России путем франчайзинга туристских услуг. Туристская сфера услуг во всем мире претерпевает большие изменения, связанные с развитием информационных технологий и общим ростом конкуренции. Сегодня мы можем наблюдать два противоположных процесса: с одной стороны, туристские услуги становятся год от года доступнее все более широкому кругу лиц, с другой — туристы постепенно отказываются от услуг туроператоров. Происходит общее расширение туристского рынка, возрастает конкуренция, увеличиваются расходы на маркетинг, возникает необходимость постоянного обновления, формируются категории коммерческой тайны, возникают ноу-хау, сокращается жизненный цикл участников туристского рынка. Все это порождает необходимость объединения усилий организаций и создание системы кооперированных связей в различных их проявлениях и видах. Статья рассматривает краткую историю развития туристского франчайзинга в РФ, отражает структуру франчайзинговых отношений рынка туристских услуг, организационную структуру франчайзинга в туристской отрасли, а также определяет место франчайзинга туристских услуг в общей классификации форм франчайзинга. В статье подробно рассмотрена специфика данного вида франчайзинга, связанная с особенностями туристского бизнеса России. Отдельное внимание уделено вопросу ценообразования в деятельности туроператоров, а также его влиянию на эффективное функционирование франчайзинговых сетей. В целом франчайзинг рассматривается как одно из наиболее жизнеспособных направлений диверсификации в сфере туроператорских и тур агентских у слуг. Актуальность подобной постановки вопроса повышается в связи с кризисными явлениями в российском выездном туризме, развитие которых может привести к существенному сокращению профессиональных участников туристского рынка, сокращению занятости в секторе, снижению налогооблагаемой базы.
франчайзинг, франчайзинг туристских услуг, туристский франчайзинг, ценообразование туроператоров.
Благодарность. Автор выражает благодарность научному руководителю, д.э. н., профессору кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «ВятГУ» Т. А. Бурцевой.
Введение. Франчайзинг — это не только инструмент мультипликации успешного бизнеса, но и механизм кооперации возможностей. Туристская сфера услуг во всем мире претерпевает большие изменения, связанные с развитием информационных технологий и общим ростом конкуренции. Потребители сегодня все чаще предпочитают самостоятельно организовывать свой отдых посредством индивидуального бронирования необходимых услуг: авиаперелетов, отелей, экскурсий и пр. Развитие систем лояльности, маркетинговые мероприятия перевозчиков и отельных сетей также стимулируют потребителей туристских услуг избегать посредников в цепочке организации своего отдыха. Таким образом, мы наблюдаем два противоположных процесса: с одной стороны, туристские услуги становятся год от года доступнее все более широкому кругу лиц, с другой — туристы постепенно отказываются от услуг туроператоров. В настоящее время франчайзинг может рассматриваться как механизм диверсификации рынка туруслуг, как формат сохранения малого туристского бизнеса, ситуация в котором резко обострилась в связи с проблемами экономики и кризисом в выездном российском туризме. В этой связи исследование особенностей реализации франчайзинга приобретает в настоящее время особую актуальность.
1. Бренды «на развес»: как туроператоры вербуют турагентства во франчайзинг // Profi.Travel. 10.02.2014/: http:// profi.travel/news/754/details (дата обращения: 14.02.2014).
2. Ганебных Е. В. Управление функцией контроля в системе франчайзинговых отношений // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5 (2). С. 436-440.
3. Колинченко М. В. Франчайзинг как эффективная форма преодоления кризиса в сфере услуг // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2011» / Отв. ред. А.И.Андреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов, К. К. Андреев, М. В. Чистякова. М.: МАКС Пресс, 2011.
4. Маркетинговое исследование франчайзинг в России -перспективы в условиях кризиса /Step by Step. 2009. 85с.
5. Семинихин В. Ценовые стратегии турфирм // Аудит и налогообложение. 2010. № 7.