МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ И МАСШТАБОВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЦ И РЕСТОРАНОВ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблематике разработки и применения методики оценки развитости малого предпринимательства территорий. Объектами оценки выступили муниципальные районы и городские поселения Приволжского федерального округа, субъектами — размеры (масштабы) и уровень развития экономики гостиничного и ресторанного сервиса малого предпринимательства муниципалитетов. Размеры экономики малого предпринимательства оценивались в промилле от общих значений по Российской Федерации, уровень развития — по шкале стенов. Информационной основой выступили материалы сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства Росстата. Значимость критериальных показателей оценки определялась путем их статистического сопоставления с вектором, который был получен путем количественной классификации муниципалитетов и последующего логического ранжирования полученных классов объектов. Результаты оценки были закартированы с использованием географических информационных систем. Картографические произведения показали, что география масштабов и уровня развития гостиничной и ресторанной деятельности в форме малого предпринимательства коррелирует с людностью муниципалитетов, а также их местоположением относительно крупных транспортных магистралей. Локальные исключения в сторону высокого или низкого уровня развития муниципалитетов в основном обусловлены принадлежностью инфраструктуры к государственной, либо частной собственности. Таким образом, методика позволила выявить пространственные закономерности развитости экономики гостиничного и ресторанного сервиса малого предпринимательства Приволжского федерального округа, которые соответствуют положениям современной науки. В заключение приводится специфика предложенной методики и ее основные преимущества.

Ключевые слова:
гостиница, ресторан, малое предпринимательство, муниципалитет, оценка, Приволжский федеральный округ
Текст

Введение. Сектор малого предпринимательства (МП) является неотъемлемой частью практически любой развитой экономической системы и выступает основой устойчивого развития территории. В связи с этим и наличными политико-экономическими реалиями современной России поддержка развития МП выступает одним из приоритетных направлений государственной политики. Для этого необходим существенный информационный базис как основа для принятия эффективных решений. Статистическим мониторингом сектора МП в России занимается Росстат, сбором и разработкой оценочно-аналитических данных занимаются также «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства», рейтинговое агентство «Эксперт РА», общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «Опора России» и др. Однако чаще всего интегральные оценки степени развития малого предпринимательства выстраиваются с методических позиций не совсем грамотно. С другой стороны, учитывая реалии статистического мониторинга сектора, недостаток полной информации актуален, поэтому и проблематика таких исследований заключается в балансировке между корректными методическими решениями и имеющейся исходной информацией.

Список литературы

1. Зырянов А.И. Регион: пространственные отношения природы и общества. Пермь: ГОУ ВПО «Пермский государственный университет», 2006. 372 с.

2. Итоги сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. М.: Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. http://www.gks.ra /free_doc/new_site/business/prom/small_business/itog-spn.html (дата обращения: 03.09.2014).

3. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла: учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2004.

4. Рублева Е.А., Саранча М.А. Географический анализ и оценка развития малого предпринимательства в Приволжском федеральном округе и Удмуртской Республике. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2014. 188 с.

5. Саранча М.А. Потенциал и организация развития туризма в Удмуртской Республике: географический анализ и оценка на основе географических информационных систем: монография. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. 220 с.

6. Илькевич СВ., Сахарчук Е.С Экономические аспекты устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Том 8. 2014. № 2. С. 14-17. DOIhttps://doi.org/10.12737/3872.

7. Bahaire Т., Elliott-White М. The application of geographical information systems (GIS) in sustainable tourism planning: A review//Journal of Sustainable Tourism. 1999. V. 7(2). P. 159-174.

8. Wolfe R.I. The inertia model // Journal of Leisure Research. 1972. № 4. P. 85-87.

Войти или Создать
* Забыли пароль?