ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗЫСКАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ С ГРАЖДАН ЗА УСЛУГИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Одной из самых значимых задач и усиливающихся с каждым годом проблем для всех руководителей управляющих компаний и других организаций жилищно-коммунального комплекса является эффективное правовое управление дебиторской задолженностью предприятий отрасли. В настоящее время задолженность населения по оплате за коммунальные услуги является наиболее распространенным видом долга во взаимоотношениях между управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями и потребителями услуг жилищно-коммунального хозяйства. Именно по этой причине большинство споров, находящихся на разрешении в судах общей юрисдикции, возникают между организациями жилищно-коммунального хозяйства, физическими и юридическими лицами. В статье рассмотрены актуальные проблемы возмещения задолженностей населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, выявлены основные причины возникновения неплатежей, а также трудности управляющих компаний в работе с неплательщиками. Приведен статистический материал, характеризующий объем задолженности за жилищно-коммунальные услуги в стране, в том числе по регионам России. Рассмотрена структура задолженности, выявлено, что основную ее часть составляют долги по теплоснабжению. Особое внимание в статье уделено возникающей в настоящее время тенденции перехода от просрочки гражданами оплаты обязательных платежей к систематической неуплате, что вызывает необходимость принятия неотложных мер по усилению дисциплины платежей. Приведены разнообразные способы воздействия управляющих компаний и товариществ собственников жилья на недобросовестных жильцов. Авторами на основе обзора законодательных инициатив рассмотрены предложения по обеспечению погашения задолженности по жилищно-коммунальным услугам, направленные на улучшение платежной дисциплины потребителей услуг, повышение взаимоответственности всех субъектов системы отношений, а также на обеспечение необходимых условий для эффективной работы организаций и предприятий отрасли. Отмечается, что на фоне возможного роста объема задолженностей актуальным вопросом становится формирование среди населения устойчивого понимания важности своевременной оплаты услуг жилищно-коммунального комплекса.

Ключевые слова:
жилищно-коммунальное хозяйство, жилищно-коммунальные услуги, управляющая организация, задолженность, неплательщики, оплата
Текст

Работа по возмещению задолженностей населения по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) всегда являлась достаточно актуальной темой. Происходящие в России процессы реформ жилищно-коммунального хозяйства, как правило, не затрагивали проблемы повышения уровня собираемости платежей населения за предоставляемые услуги [3]. Жесткие санкции к должникам обязательных платежей являлись всегда непопулярными среди политических деятелей, поэтому неплательщики жилищно-коммунальных услуг были и остаются.

Список литературы

1. Споры при предоставлении коммунальных услуг и оплате жилого помещения. Судебная практика / сост. Л.В. Тихомирова, под общ. ред. М. Ю. Тихомиров. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: изд-во: Издание Тихомирова М.Ю., 2015. - С. 94.

2. Устинова, А.В. ЖКХ. Права потребителей в сфере коммунального хозяйства. - М.: Проспект, 2014. - 392 с.

3. Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика: электронный учебник: - М.: Кнорус, 2011. [Электронный ресурс]: URL: http://www.labirint.ru/software/227147/.

4. Филатович, Т.М. Предоплата за ЖКХ: как это будет? // Московский Комсомолец. - №26404 от 7 декабря 2013. URL:. http://www.mk.ru/economics/purse/article/2013/12/06/956110-predoplatu-za-zhkh-hotyat-vvesti-tolko-dlya-dolzhnikov.html (дата обращения: 01.04.2015).

5. Дерябина А. Долги россиян за услуги ЖКХ впервые превысили 1 трлн. руб.: Сайт телеканала РБК. Новости от 22.05.2015. [Электронный ресурс]: URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/555df47e9a794705bca6dd4a (дата обращения: 17.10.2015).

6. Литвинова Е.В., Клычкова Е.И., Говердова В.Н. Пути разрешения конфликтов в сфере ЖКХ // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - Т. 8. № 5 (52). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number52/contents (дата обращения: 17.10.2015).

7. Булатова А.И. Актуальные проблемы и анализ отношения населения к сфере жилищно-коммунального хозяйства России // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Сер. Экономика. - 2014. - № 1 (7). - С. 89-93.

8. Лоскутова О.Н., Кондратова Я.Р. Проблемы ЖКХ: их актуальность и пути решения // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2014. - № 3 (17). - С. 103-106.

9. Хайруллина В.Г. Системный подход к решению проблем в сфере ЖКХ // Вестник УГА-ЭС. Наука, образование, экономика. Сер. Экономика. - 2014. - № 1 (7). - С. 42-45.

10. Кузин Н.Я., Чевакина Н.И. Организация работы по взысканию долгов в ЖКХ // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 434.

11. Фиголь В.Ю. Платежная дисциплина населения как ключевой фактор финансового состояния отрасли ЖКХ в кризисное время // Экономика современного общества: актуальные вопросы антикризисного управления: материалы II Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2015. - С. 124-130.

12. Зайцева Ю.В. Статистический анализ расходов российских домохозяйств на жилищно-коммунальные услуги // Анализ, моделирование и прогнозирование экономических процессов: материалы VI Международной научно-практической Интернет-конференции. - Волгоград, 2014. С. 74-78.

Войти или Создать
* Забыли пароль?